Разговор о детях в храме так или иначе сводится к рассуждениям над одной-единственной дилеммой: дать ли им волю, предоставив самим выбирать образ поведения (стоять ли на ногах или «на ушах», ходить ли вообще в церковь), или, наоборот, неусыпно опекать: воздействовать, требовать, не оставлять без внимания… Как ни уникальны единственные слова Спасителя на эту тему — «Пустите детей приходить ко Мне», — оставим их в данном случае в стороне, так как на самом деле в этом евангельском отрывке речь идет о взрослых. Обратимся к другим словам Писания: «Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4,
1—5).
Правда, и здесь дети — не главная тема для рас?суждения. Апостол Павел пишет о том, как постепенно человек дорастает до той свободы, которую обретает во Христе. И рост этот происходит не сам по себе. Чтобы в полной мере эта взрослая свобода принесла добрые плоды, а не превратилась в своего темного двойника — распущенность и угождение эгоизму, — приходится долгое время трудиться, познавая заповеди Божии, а значит, находиться в подчинении Закону Божию.
Пример детей приходится здесь более чем удачно. Перед нами один из самых красивых парадоксов Библии. Наш постоянный автор архимандрит Ианнурий (Ивлиев) очень живописно рассказывает, как в древности выглядели эти «попечители и домоправители» или, если пользоваться более известным словом из того же контекста (Гал. 3, 24), — «детоводители» (
по-гречески «педагоги»). Детоводитель — старый, ни на что уже не годный, наверное, подслеповатый раб, миссия которого только и сводилась к тому, чтобы водить дитя в школу и обратно. А ребенок этот — сын хозяина, а значит — наследник и, следовательно, будущий господин раба. Получается, что будущий хозяин находится в полном подчинении («порабощении») своему рабу. Таково и детство — во всяком случае, таким его знал апостол Павел и, надо полагать, все его современники.
Времена в этом плане вряд ли сильно изменились: лучшее, что мы можем предложить детям, — подчинение Закону, чтобы в конце концов они обрели подлинную свободу. Снова парадокс! Наверное, главный парадокс христианства. Вот и в сегодняшней Теме номера мы ищем оптимальное решение, золотую середину, ответ на вопрос: как нам научиться в Церкви дышать одним и тем же воздухом с ?детьми, сочетая и Закон, и Благодать?
Протоиерей Александр Сорокин