«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 12, 2009 год

ЧЕЛОВЕК ПРИХОДИТ В ХРАМ...

С чего начинается храм? Со ступенек, с Евхаристии или с доброй улыбки свечницы? Для каждого, наверное, свое начало. Участники организованного «ВЖ» разговора считают, что храм начинается с христиан. О том, какими должны быть христиане, встречающие в Церкви новичка, размышляли на Круглом столе в Православном просветительском центре при храме Феодоровской иконы Божией Матери.



Иерей Димитрий Симонов, клирик храма Богоявления на Гутуевском острове:
С чего начинается храм для современного человека? О чем он думает, входя в церковь, чего он ждет? Какой бы мы хотели первой встречи с христианством в храме?

Иерей Даниил Ранне, настоятель храма равноапостольной Марии Магдалины в Павловске:
Мы должны максимально помочь новичку не развернуться и не уйти. Каждому из нас нужно стараться, чтобы он увидел: Христос пребывает здесь между людьми. Во-вторых, он должен почувствовать уважительное отношение к себе. В-третьих, должен получить достоверную информацию. Не ту информацию, что рождается в умах людей, придумывающих себе христианство, а правильную информацию от тех, кто может четко и ясно ответить на возникающие вопросы. Ведь приход человека в Церковь — это возможность услышать слово, которое, как семя, поселится в его сердце; и тогда его можно будет потихонечку взращивать самому Богу, если человек не закроет перед Ним двери своей души.

Алексей Волчков, руководитель православной миссии «Петр и Павел» при СПбГУ:
Я знаю, что нужно молодежи в храме: чтобы они там смогли познакомиться друг с другом, чтобы с ними здоровались, знали их имена, чтобы какие-то личные отношения завязались. Молодым это очень важно. Конечно, бывает, что люди приходят в храм, как в супермаркет, чтобы реализовать какую-то свою потребность. Думаю, надо работать и с ними. Христос может открыть им глаза каким-то пронзительным словом со стороны каждого из нас, личным вниманием со стороны священника, которое не ожидается, поскольку ожидается равнодушие. Можно также людей, пришедших в храм, увлечь какой-нибудь приходской деятельностью, социальной или досуговой. Социологи утверждают, что возможность остаться в Церкви велика, если количество связей с храмом превышает количество других социальных связей.

О ритуальности и реальности

Иерей Димитрий Симонов:
Как общаться с людьми, которые приходят в храм за совершением каких-либо ритуальных услуг? Мы должны выполнять все их просьбы и требования, или общение с ними должно быть назидательным? Стандартный вопрос в храме: «Куда ставить свечку за здравие или за упокой?» Все чаще я стал слышать еще такой вариант: «Куда ставить свечку на удачу?» Таким людям мы должны что-то объяснять. Ведь с нас и начинается храм!

Сергей Земсков, катехизатор прихода собора феодоровской иконы Божией Матери:
Современный человек разговоры о нравственности и морали слышит в семье и школе. Никого уже не удивишь рассказами об Иисусе Христе и православии. Непонятно и неинтересно. Эти моралитэ, ставшие «безвкусной жвачкой», многих отвращают от Церкви, а иногда и от Евангелия. Спрос в обществе на колдунов и чудеса породил предложение в Церкви, и в среде ее непросвещенных членов сегодня доминирует магический подход. К сожалению, нормой современной церковной жизни стало Крещение и Венчание людей, не подготовленных к жизни в спасительных Таинствах.

Господь нам говорит: «Идите и научите», и я думаю, что сегодня можно привлечь интерес человека к церкви только христианскими поступками. Важно, чтобы человек не столько услышал, сколько увидел, что жизнь с верой в Бога лучше, чем без веры. К сожалению, являть труднее, чем говорить.

Я проводил беседы перед Крещением в Князь-Владимирском соборе, и у меня спустя три года было большое уныние, потому что я не видел результатов. Я сказал священнику, что лучше прекратить это бессмысленное занятие. На что он ответил: «Господь не обещал тебе, что ты увидишь результаты своей деятельности. Даже если только один человек спустя время вспомнит твои слова, вспомнит, что есть в мире место, куда можно прийти и найти утешение или поделиться радостью, то твое служение не напрасно. Наше слово о Боге подкрепляется тем, что мы делаем в каждой конкретной ситуации нашей жизни, а не тем, как мы об этом говорим. Если мы имеем веру из дел покаяния, то мы имеем и надежду на то, что наше слово о Евангелии не напрасно и в свое время прорастет в жизни человека добрыми плодами». Мне стало от этих слов легче.

Иерей Даниил Ранне:
У нас нет готовых формул. Каждый человек, который переступает порог храма, приходит со своей проблемой, обладает своим интеллектуальным уровнем и своим собственным представлением о Церкви. И каждый будет индивидуален и не похож на того, кто вчера переступил этот порог. Я понял одну вещь: мы мало можем сделать, потому что только Господь может сделать с сердцем человека удивительное чудо. Но важно, чтобы пришедший в храм человек увидел и осознал: Церковь — это не институт ритуальных услуг, а священники, как и многие верующие, — не мракобесы. Потому что именно такое мнение складывается у молодежи. Для них Церковь — это что-то чужое: дымом каким-то кадят, свечки какие-то ставят. Зачем? Почему? Для многих людей священник — какой-то анахронизм, что-то непонятное, совершенно чужеродное, и прикасаться к этому страшно. Нужно, чтобы человек не боялся «к этому» прикоснуться. А прикоснувшись, понял, что никто не будет от него чего-то требовать. Ведь многие люди боятся подойти к батюшке, потому что считают, что их сразу же заставят поститься, молиться. А они не понимают, зачем это делать. И все это становится бесполезным, бестолковым, неосознанным. Очень важно, чтобы человек, переступив порог храма, сумел услышать то, что в этом храме звучит. А звучат в нем молитва, проповедь, беседа, любовь друг к другу (в идеале). Если человек сумеет это увидеть и понять, он обязательно придет сюда снова.

Иерей Алексий Володин, клирик храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Лигово:
Очень часто сами священники несут ответственность за то, что большинством людей церковь воспринимается как супермаркет ритуальных услуг. Если человек пришел в храм, то необходимо объяснять, разговаривать с ним столько, сколько нужно для того, чтобы он смог стать полноценным членом Церкви. Если же он, например, не зная и не понимая основ христианства, отказывается от беседы перед Крещением, но тем не менее настаивает на совершении над ним этого Таинства, то священнику нужно проявить твердость и отказать, объяснить, почему он пока еще не готов креститься. Иначе мы сами будем создавать атмосферу супермаркета: пришел, заплатил и получил. Прихожанин будет выполнять функции «покупателя», от которого требуется только наличие желания купить и необходимой суммы в кармане, а священник будет выполнять функции «продавца», которому вообще требуется только подавать с полки требуемый товар и не совать свой нос в личные мотивы покупателя.

Алексей Волчков:
Апостол Павел в своем «Послании к Коринфянам» говорит: «Когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог». (Кор. 14, 24, 25). Пророк — это тот, кто говорит, а сердце собеседника чувствует правду его слов. Необходимо, чтобы появились в Церкви релевантные человеку песнопения, проповеди, религиозные идеи, внимание к каждому пришедшему. Да, Церковь — это организация, которая построена так же, как и остальные. Здесь есть иерархия и все атрибуты: устав, порядок и дисциплина. Но вместе с тем она отличается от всех земных институтов. Священник в Церкви — главный и в то же время всем слуга. И у него должно найтись настоящее пророчество, которое коснется сердца каждого человека.

Община — в общении или в общности?

Иерей Димитрий Симонов:
Храм начинается с общения. Размышляя об аскезе, о подлинной духовности, мы часто забываем об очень простом — внимательности и любезности, которые часто гораздо нужнее новичку. Я помню свое воцерковление в 16 лет. Два раза я почувствовал особую радость в церкви. Первый раз, когда свечница со мной поздоровалась: я понял, что меня узнали, и был счастлив. Второй раз, когда и священник, к которому я приходил на исповедь, назвал меня по имени... Так насколько важно для человека общение? Является ли наличие общины в храме необходимым для воцерковления условием или просто очень важным?

Иерей Алексий Володин:

Церковь без межличностного общения перестает быть общиной. Поэтому некоторые храмы очень холодные. Там все правильно, чисто, отремонтировано, но неуютно. Надо всегда общаться, радоваться друг другу. У нас нет другого пути быть христианами, кроме как служить ближнему. Но община — это не только трапеза после Литургии и совместное обсуждение каких-то вопросов. Это и более активное служение Церкви. Люди вне общины могут послужить Церкви только одним способом — заплатить за свечку или требу. Но для человека общины храм перестает быть просто зданием, а становится живым организмом. Участие прихожан в жизни Церкви может быть очень разным: от помощи свечнице и до помощи священнику в ведении катехизаторской работы. Или даже в подготовке новоначальных к первой исповеди (актуально для больничных храмов, где многие причащаются порой первый раз в жизни).

Иерей Даниил Ранне:
Общение может быть не только после Литургии, но и во время нее. Люди, стоящие рядом с тобой, готовы молиться о тебе так же, как ты готов молиться о них. И это уже община — группа людей, объединенная Христом. Есть люди, которым в меньшей степени нужно общение в приходе, им достаточно общей молитвы во время богослужения, они находят полноценное общение в своей семье. Семья — это и есть малая Церковь, в которой люди переживают и молятся друг за друга. Эта малая Церковь вливается в большую. А тем, у кого в семье есть неверующие, в большей степени нужно общение на приходе, их это поддерживает. Любому человеку в светском обществе важно осознавать, что он не один верующий. А молодому человеку крайне важно общение, чтобы поддерживать самого себя в духе христианства, чтобы не спуститься до того социума, который окружает его во всей остальной жизни, чтобы сохранить себя.

Сергей Земсков:
Иногда люди ходят в церковь ради общения, а не ради Христа, в этом случае появляется деление по принципу «свой-чужой». Вот кто-то молится с нами вместе в храме, но он с нами катехизацию не проходил, поэтому он не наш. Например, одна старушка в Князь-Владимирском соборе, куда она ходила еще в блокаду, предложила свою помощь в общине, но молодая девушка ее спросила, прошла ли та катехизацию. Это показывает глубинное непонимание сути церковной жизни, но при этом у этой девушки есть уверенность в своей правоте, ведь она на своем месте, она преподаватель воскресной школы, причащается-исповедуется, собирается за агапой, ездит в паломничества и говорит о том, как хорошо жить среди братьев-сестер.

Иерей Даниил Ранне:
Слово «община» происходит не от слова «общение», а от слова «общее». Это общее — Христос. Поэтому самое главное общение в любой общине может быть только на Евхаристии. Все остальное — только следствие той радости, которую мы не можем удержать в своих сердцах, поддерживая друг друга в том обществе, которое не желает жить вместе со Христом. Эта общность быть единым Телом означает свидетельство любви ко всем предстоящим рядом с нами. Христианская община — вся Церковь, соединенная единой молитвой. Как только мы начинаем говорить, что в нашем храме лучше, чем в другом, мы сразу отделяем себя от той полноты, которая пребывает в Церкви, рождая сектантское мировоззрение.

Концерт великого композитора

Сергей Земсков:
Если переформулировать вопрос так: «С кого начинается храм?», то ответ будет — со священника. В центре церковной жизни стоит личность священника — как свидетеля Христова, хотим мы этого или нет. Я понимаю, как тяжело священникам, но другого пути, как работать индивидуально с каждым новоначальным, нет. Священническое служение — исключительное. Мы можем оказывать им посильную помощь, но не впадая при этом в иллюзию, что мы всесильны.

Иерей Димитрий Симонов:
Человек, приходящий в храм, сталкивается с живыми людьми — с нами, христианами. Митрополит Антоний Сурожский дает замечательный совет. «Так часто случается, когда приходит еще человек незрелый, ему все указывают — того не делай, этого не делай. А надо дать человеку войти и на своем уровне погрузиться в то, что происходит в Церкви. Знаете, богослужение и молитва похожи в каком-то смысле на то, как мы можем пойти на какой-либо концерт и слушать произведения великого композитора. Всего мы не можем воспринять, но что-то до нас доходит. И по мере того как мы снова это слышим, мы все глубже и глубже уходим в этот музыкальный психологический, а затем духовный мир этого композитора. То же самое происходит с людьми, которые приходят в Церковь. То есть не требовать от них невозможного.» Мы должны научиться относиться к людям бережно, трепетно, с благоговением. Даже если они еще не знают Бога.

Подготовила Ольга Сергеева
Фото: Станислав Марченко