«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 12, 2009 год

«ЖЕЛАНИЕ СТРОИТЬ — ПОЛДЕЛА»

Любой храм начинается с желания его построить. В России решение о строительстве храма принимала община. Сначала вместе определяли место, хорошо просматриваемое с разных сторон. Выбор мог быть связан с легендой или преданием, или это было лобное место. Потом община решала, каким будет облик храма: подобный уже существующему или оригинальный. Затем писали прошение в Синод. (Теперь по дате, когда было удовлетворено прошение о постройке, и по дате прошения об освящении мы можем определить точное время возведения храма.) И вот разрешение получено, и община заключает подряд со строителями. Иногда решает, что готова поставить храм своими силами: например, церковь Петра и Павла в Новой Ладоге построена полком Александра Суворова.

Самое ценное, что было создано в русском деревянном зодчестве, — это храмы. Русский человек для убранства церкви нес туда все лучшее. Ведь самые значимые события в его жизни происходили здесь: рождается — крестят, женится — венчают, умирает — отпевают. В церкви же традиционно собирались общинники, для этих целей служили трапезные — в них даже проходили деловые переговоры.

С чего начинается реставрация? Будет ли та или иная церковь восстановлена, зависит от историко-культурной ценности здания. В каждой области действует составленный еще в 70-е годы список храмов-памятников местного и федерального значения, которые официально находятся под охраной. И каждый год государство выделяет небольшие деньги на их реставрацию. Реставрация начинается с исследования: из каких материалов был построен храм, когда, во сколько этапов (как говорим мы — «строительных периодов»), какой кирпич использовался, какой раствор? На основании этого исследования составляется научно-проектная документация. В советское время часто вставал вопрос, на какой «период» мы будем восстанавливать, и из-за стремления раскрыть сразу первоначальный облик храма было совершено много ошибок, последствия которых можно увидеть, например, в Старой Ладоге. Теперь, в результате Венецианской международной хартии по реставрации и консервации памятников и достопримечательных мест (1964 год) рекомендуется сохранять все наслоения... Наконец, утвердив план, мы приступаем к работе, и дальше все зависит от степени сохранности здания.

Но самое сложное — не восстановить храм, а сохранить его. Трагедия нашей сельской местности в том, что население там иссякло.... Проезжая недавно по Ленинградской области, я видел заброшенные храмы, которые разрушаются уже после реставрации. Типичная история: храм восстановили, а никто в него не ходит, интеллектуалы из города заедут случайно, восхитятся архитектурой, сфотографируют и уедут. Или деревенская церковь есть, а клира нет. В престольный праздник, в Рождество и Пасху жители пригласят священника из соседней деревни, соберется народ на службу. А если нет священника, сами читают молитвы — принесут из дома бумажные иконы (иконостаса, как правило, в таких церквях нет), зажгут свечи, попоют, помолятся. А все остальное время храм стоит пустой, закрытый и разрушается природной стихией. Ситуация, к сожалению, для русской деревни типичная.

Но иногда, для того чтобы разрушенный храм снова ожил, достаточно просто желания частных лиц. У нас в Ленобласти, в деревне Красный бор Подпорожского района, есть деревянный храм апостола Фомы постройки 1870-х годов. Исторической ценности здание не имеет, финансирования со стороны властей нет, но есть большое желание живущих рядом людей восстановить церковь. Когда я был в этом храме весной, там в кровле было больше десятка дыр, через которые лилась вода, отчего загнивал пол. А сейчас я побывал в нем и увидел, что осталась только одна дыра, чтобы залезать через нее на крышу. Видно, люди прикладывают усилия, и со своей стороны я готов им помочь советом. Я надеюсь, что у них получится осуществить задуманное. Все-таки есть у нашего народа какое-то духовное дарование, а не с него ли и начинается на самом деле храм?..

Марк Коляда,
главный архитектор проекта и руководитель Архитектурно-Реставрационных Мастерских-3,
член Федерального научно-методического совета по охране и использованию культурного наследия РФ