«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 11, 2009 год

«ТВОЯ ТРУБА» для православия

Этот молодой человек просиживает за компьютером по восемь часов в день. Значительную часть этого времени он режет видеоролики на куски для удобного выкладывания на популярном видео-сервере YouTube. На этой интернет-площадке, которую посещают тысячи любителей бесплатного видео со всего мира, единственный неофициальный представитель Православной Церкви — петербургский программист Дмитрий Федоров. Мы пообщались с Дмитрием по интернету.

- Почему Вы решили сделать православную страничку на YouTube?
— Наступает век мультимедиа, век больших скоростей, на первый план выходят аудио- и видеотехнологии. YouTube появился четыре года назад, и активно посещается молодежью. Но когда я в прошлом году набрал там тему «православие», то увидел ролики с какими-то странными людьми, прыгающими по сцене. Это повергло меня в шок. А ведь сейчас православное видео очень быстро развивается, есть много качественных видеороликов. Я сделал страницу на YouTube и выложил 627 таких роликов, чтобы познакомить с ними людей неправославных. Это яркие интервью со священниками, проповеди, выступления известных актеров и музыкантов. Количество посещений этой странички уже превысило полтора миллиона.

- Почему сейчас для молодежи все популярнее становится видеоинформация?
— На мой взгляд, со временем видеоинформация будет преобладать в интернете. Это связано не только с легким восприятием такого вида информации, как соединения картинки и аудио, но и с развитием клипового мышления. Современные молодые люди с детства привыкают к пятиминутному формату песни или клипа, поэтому им тяжело сосредоточиться на длительной информации.

- Где Вы берете ролики?
— Большую часть видеороликов я скачал с православных порталов predanie.ru
и tvspas.ru, частично — с различных светских видеопорталов.

- Кто смотрит Ваши видеоклипы?
— По статистике, предоставляемой сервером, аудитория большей частью мужская, от 25 лет, но во многом она зависит от конкретного ролика. По моим наблюдениям, на YouTube заходят для отдыха: посмотреть клипы любимых исполнителей или смешные ролики.

- Каков приблизительный процент среди них тех, кто впервые соприкоснулся с православием?
— Большинство комментариев, оставляемых пользователями, носит агрессивный характер: либо люди ничего не знают о православии и при этом придумывают свои мифы, либо уже ушли из Церкви, так как столкнулись где-то с невниманием, равнодушием. С упованием на Божью помощь стараюсь общаться со всеми, чтобы хоть немного развеять в глазах людей образ «невежественного» и «темного» православия.

- Обсуждаются ли где-то эти ролики?
— YouTube позволяет посмотреть подробную статистику просмотров и сайты, с которых осуществлялся переход на конкретный видеоролик. Поэтому я знаю, что многие ролики активно обсуждаются в Живом Журнале, на форумах. Однажды лекцию монахини Нины (Крыгиной) по психологии подросткового возраста даже добавили на светский молодежный форум, посвященный субкультурам.

- Как Вы общаетесь с посетителями странички?
— Общение происходит через комментарии к видеороликам, которые ограничены несколькими предложениями, или через личные сообщения. Обычно я стараюсь отвечать или указывать ссылки на книги, в которых есть ответы, исключение составляют явно антихристианские реплики. Как правило, вопросы задают несложные, самые частые: как Церковь относится к рок-музыке, зачем нужны храмы, чем христианство отличается от других религий и т.д.

Постоянной переписки на YouTube я ни с кем не поддерживаю, так как авторы сообщений скрываются за вымышленными именами и часто находятся на другом континенте, если, конечно, информация на их личных страничках указана верная. Зато я нередко получаю сообщения с угрозами от радикально настроенных пользователей.

- Были ли конкретные примеры, что просматривание православных роликов подтолкнуло кого-то к более осознанному интересу?
— Очень сложно сказать. На мой взгляд, тут уместно сравнение с социальной рекламой: представьте плакат в метро, на котором показан весь ужас, происходящий с человеком после употребления наркотиков. Миллионы проходящих людей смотрят на этот плакат, но трудно сказать, как эта информация отзовется в человеке и вспомнит ли он об увиденном, когда представится реальный выбор: попробовать наркотики или навсегда от них отказаться.

Несколько раз в комментариях к видеороликам оставляли запись: «Я православный, но, к сожалению, так мало знаю о своей вере». Для меня важно даже это.

- Сколько примерно времени тратите на эту страничку? Вообще на интернет?
— В среднем в день на интернет уходит по восемь часов: это и работа, и модерирование различных форумов (групп в социальных сетях), чтение религиозных новостей, новых статей на информационных православных сайтах и т.д. Когда страницу на YouTube только открыл, много времени уходило на скачивание, просмотр и нарезку больших видео-лекций, но в последние несколько месяцев я занимаюсь только ответами на вопросы, а новые видеоролики уже в готовом виде ждут очереди на их публикацию.

- Была ли у вас интернет-зависимость, и что Вы можете посоветовать, чтобы от нее вылечиться?
— Как только появляются минимальные признаки раздражительности в общении, реальном или виртуальном, невнимательного отношения к собеседнику или начинается путаница реального и виртуального миров, пора понять, что это хороший повод выдернуть сетевой кабель из системного блока. Избавиться от этого чувства и успокоить нервную систему мне помогает прогулка на свежем воздухе.

- Чего Вам, как интернет-миссионеру, не хватает «для полного счастья»?
— Для полного счастья не хватает только беспроводного безлимитного доступа в интернет. А если серьезно, то хочу и дальше развивать формат видеопроповеди. Хочется, чтобы больше было видео- и аудиоинформации именно миссионерской направленности, а не только катехизаторской.

- Есть ли будущее у интернет-миссии?
— Если в докомпьютерную эпоху молодые люди искали ответы на извечные вопросы в книгах, просиживая часами в библиотеках, то в наши дни доступны электронные библиотеки и расширенный поиск по ним. Изменяется формат информации, но не ее содержание. На мой взгляд, в этом же направлении может со временем измениться проповедь православия и интернет-миссия. Возможно, это будут периодические видеоконференции со священником, во время которых можно будет задать любые вопросы, обсудить волнующие темы. Уже сейчас в рамках православного форума из любой точки планеты при наличии доступа в интернет можно пообщаться со священником. При этом очень важно не впасть в крайность и, пользуясь технологией Web 2.0, не превратиться в «Православие 2.0» — этим термином называю любые попытки ввести онлайн-исповедь, виртуальные храмы с виртуальными свечками (и так далее), которые, к сожалению, уже встречаются в интернете.

- Расскажите немножко о себе.
— Мне 23 года, являюсь алтарником храма Тихвинской иконы Божией Матери, выпускник СПбГПУ по специальности «Защита информации», на данный момент занимаюсь программированием в области Web.

- Повлиял ли на Ваш приход к вере интернет?
— По промыслу Божию интернет в значительной степени повлиял на мой приход к вере: он подтолкнул меня к изучению православия, в сети я впервые познакомился с искренне верующими людьми, которые впоследствии помогли мне переступить порог храма.

Переписывалась Анна Ершова
Фото: Станислав Марченко