«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 11, 2009 год

РАБОТА НА ВЕЧНОСТЬ. Миссия одного игумена

Имя клирика Белгородской епархии игумена Агафангела (Белых) известно далеко за пределами Белгородчины в первую очередь благодаря его сетевой деятельности: за блогом этого священника следит немало пользователей интернета, а некоторые сообщения из его интернет-дневника появляются и в печатных СМИ. Как сотруднику Миссионерского отдела Московского Патриархата, отцу Агафангелу приходится много путешествовать: за последние годы он успел послужить в Магадане и на Чукотке. Сегодня игумен Агафангел возглавляет миссионерскую работу на базе Спасского храма поселка Тикси Республики Саха-Якутия. И где бы ни находился игумен-путешественник, события его жизни находят отражение в блоге rev-agafangelos.livejournal.com

- Отец Агафангел, расскажите о Вашей «сетевой» биографии. Как давно Вы работаете в интернете? И как изменился православный рунет за последние годы?
- Активно участвовать в сетевом общении я начал в 2000 году, сразу после рукоположения во диаконы. На белгородском городском форуме я так и именовался тогда: «диакон Олег Белых». Спустя три года мы с моим другом, ныне протоиереем Димитрием Карпенко, стали первыми священниками на портале liveinternet.ru. Но сегодня я больше внимания уделяю «Живому Журналу» livejournal.com. В свое время я прошел через все искушения интернет-неофита: неумение кратко и ясно обосновать свою точку зрения, эмоции, превосходящие здравый смысл, попытки общаться во всех темах и со всеми участниками сразу. Конечно, это невозможно. Тем более, что существует девальвация ценности сказанного там, где много и не всегда обоснованно говорят. Однажды, в сердцах, разгневавшись на стандартный для многих форумов блок обвинений в адрес духовенства, я зарегистрировался на одном из них под ником: «Толстый поп на „Мерседесе“». Правда, много писать под этим «именем» мне не пришлось, так как вскоре я понял, что мы должны стараться быть искренними и правдивыми в сетевой жизни во всем, поскольку она есть вполне реальная часть жизни настоящей. А в моем нике было верно только первое утверждение, «Мерседеса» у меня не было.

Сейчас религиозный сегмент интернета существенно отличается от того, который был 10 лет назад. Прежде всего стремительно развивается блогосфера, чего раньше не было и в помине. Мы видим, что многие комьюнити (интернет-сообщества) и частные блоги сравнимы по популярности с официальными церковными сайтами (а бывает, что и превосходят их). А постоянно пополняющееся число раскольнических, сектантских и прочих ресурсов такого направления дополняет картину христианского рунета.

- Сегодня люди, пожалуй, четко делятся на два лагеря: одни относятся к интернету настороженно, а другие им активно пользуются. Какие опасности подстерегают активного интернет-пользователя?
- Думаю, что каждому активному пользователю следует распечатать и повесить над монитором листочек со словами: «Я в ответе за каждое сказанное слово». Для многих является соблазном то, что интернет дает ощущение некой опосредованности в общении. Люди позволяют себе сказать то, что никогда бы не произнесли лицом к лицу при реальной встрече. Но ведь любое общение реально. То, что мой собеседник может находиться на другом континенте, за тысячи километров от меня и мы ни разу не встречались, не отменяет ответственности за сказанное. Пора привык?нуть к тому, что все, что ты говоришь кому-то в интернете в рамках отдельной дискуссии, ты говоришь вслух для всех.

Еще одна опасность в сетевом общении — болезнь всезнания. Когда под рукой такие популярные поисковые системы как «Гугл» или «Яндекс», трудно удержаться от соблазна выглядеть экспертом в любой области. Еще труднее признаться в том, что ты в чем-то некомпетентен. Но зато так честнее и правильнее.

- А зачем вообще нужна глобальная сеть православному монаху?
— Интернет лично для меня сейчас важен в двух измерениях: это средство коммуникации и энциклопедия, которая всегда под рукой. Хотя для монаха, возможно, это не самый лучший выбор. Я успокаиваю себя тем, что когда-то я все же перестану писать всякие тексты, мотаться по дальним командировкам и окончательно возвращусь в свою монастырскую келию. И вот тогда у меня будет время читать книжки в оффлайне и в полноте заниматься тем, что составляет суть монашеской жизни в монастыре: послушаниями, уставной службой, келейной молитвой. Очень надеюсь, что для этого мне не нужно будет постоянно пребывать в глобальной сети… Помню, на первых порах я не избежал того, что называют интернет-зависимостью. Заходишь проверить почту на пять минут и вдруг замечаешь, что за окном уже рассвет, а на мониторе открыты десятки страниц, совершенно бесполезных и ненужных. Но, к счастью, распорядок дня не позволил сильно развиться этому «заболеванию». Если утром ехать на службу на весь день, то не особо засидишься ночью.

- Каковы, по Вашему мнению, перспективы православной миссии в интернете? Способна ли виртуальная жизнь заменить живое общение?
- К большим надеждам на миссию в интернете я отношусь с некоторым скепсисом. Дело в том, что если мы постараемся определить приоритеты, то из всех трех этапов миссионерского делания: привлечь внимание; направить в нужную сторону; явить экзистенциальную сущность Церкви, определяющую конечный выбор, — мы, конечно, должны будем выбрать последний. Но в сети возможны только первые два. Поэтому так называемая интернет-миссия может носить преимущественно информационный характер, а главное делание все равно должно совершаться в церковной общине, на приходе. Но и верная информация, которую можно почерпнуть в интернете, конечно, важна и необходима. Особенно в области апологетической и антисектантской. Поэтому в случае выбора между интернет-миссионерством и живой жизнью в Церкви прекрасно подходят слова о том, что «и это нужно делать, и того не оставлять».

Мне известно несколько случаев, когда люди после общения в сети с христианами совершали определенный выбор в сторону православия. Но это было индивидуальное общение двух людей в блогах или через онлайновые сервисы ICQ или Skype. С другой стороны, сложно сказать, что кто-то совершенно не изменил своего миропонимания после просмотра православных сайтов. Эта область таинственна для нас. Главное — сеять, трудиться везде, где можешь. Стараться не подсчитывать сиюминутные результаты, а быть искренним и работать на вечность.

Вопросы задавал и фотографировал Денис Маханько