«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 11, 2009 год

ИНТЕРНЕТ: миссия выполнима?

Можно ли быть свидетелем своей веры в интернете? Ответ очевиден: да, ведь с помощью всемирной сети открываются невероятные возможности возвещать Евангелие. Но есть огромная опасность быть в интернете безответственным, поверхностным, беспринципным, быть плохим христианином. Не попадаем ли мы в очередную ловушку, руководствуясь благими намерениями? Как быть свободным в средствах миссионерства и не стать зависимым от них? На эти вопросы попытались найти ответы участники организованной «ВЖ» дискуссии, которая прошла в Православном просветительском центре при храме Феодоровской иконы Божией Матери.


Миссионер — не под каждым ником

Иерей Димитрий Симонов,
клирик храма Богоявления на Гутуевском острове:
Одной из главных проблем православного интернета (по данным нашего опроса) является отсутствие терпимости к чужому мнению и культуры общения. Может ли каждый христианин быть миссионером в интернет-пространстве? Какие еще проблемы вы видите в современном виртуальном ?пространстве?

Протоиерей Александр Сорокин,
настоятель собора Феодоровской иконы Божией Матери:
Интернет можно сравнить с ретивым конем, потенциально способным на многое: далеко унести, предоставить большие возможности. Но, как часто бывает, когда на какую-то новую технологию возлагают большие надежды и особенно когда ее только начинают осваивать, это может выйти боком. Перед возможностями этой новой коммуникации рухнули временные и территориальные границы. Многих это окрылило и вдохновило на осуществление самых разных намерений. И часто целью интернет-публикации становится не индивидуальное общение, а желание публично обнародовать свои мысли. Для этого интернет предоставляет колоссальные возможности, главное качество которых — полная безответственность за высказывание при безграничности аудитории. И мне кажется, к настоящему времени этот «ретивый конь» еще не вполне оседлан, для того чтобы приносить больше пользы, чем вреда. Я, конечно, пользуюсь интернетом, но вряд ли назову себя «продвинутым» пользователем, поскольку считаю, что в сети возможны самые разные варианты подмены настоящего общения, настоящего видения человека таким, какой он есть. «Плюсы» интернета известны всем, хочу сказать о «минусах»: всемирная сеть — не только источник полезных сведений, но и «помойка», куда люди выбрасывают все то, что не подобает показывать прилюдно. И дело даже не в том, что виртуальность снижает уровень ответственности за написанное (например, к интернет-статьям предъявляется меньше грамматических и стилевых требований, чем к печатному слову). Страшнее, когда в околоцерковной и даже церковной интернет-среде люди высказывают совершенно безответственные и просто лживые вещи.

Иерей Димитрий Сизоненко,
клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери:
Мы вступаем в эру новых коммуникаций, и перед нами встает ответственность как перед апостолами — пойти во все концы Вселенной. Целый цифровой континент с миллиардом людей в сети — это некая неотвратимая реальность, которую нам предстоит осваивать. Но, к сожалению, не совсем понятно, как это делать. Проблема заключается не в том, что интернет превращается в «помойку», а в том, что присутствие здравомыслящих людей там явно недостаточно, поэтому для нас, христиан, это новый вызов, на который нам предстоит ответить. Другая темная сторона интернета связана с феноменом психологической зависимости. Вино, созданное для того, чтобы «веселить сердце человека», может стать причиной опасной алкогольной зависимости. Интернет — превосходное средство для обмена информацией, знакомства и даже дружбы. Но очень часто интернет-общение подменяется каким-то суррогатом общения, превращается в диалог глухих, в переписку ради переписки, не говоря о возможной интернет-зависимости. Я считаю, что такие новые средства коммуникации, как интернет, требуют новых навыков и новой культуры общения.

Иерей Александр Дягилев,
настоятель храма Преображения Господня в деревне Загубье:
В Священном Писании говорится об очень разных дарах Святого Духа. С этой точки зрения активным миссионером в интернете может быть не каждый. С другой стороны, свидетельствовать о Христе тем или иным способом: словом, примером, жизнью, молитвой — призывается каждый христианин. Мы всегда должны быть готовы дать ответ о нашем уповании.

В начале 2000-х годов я участвовал в светском форуме на тему абортов. Факт, что священник вышел в интернет, вызвал тогда шок. Многих мне не удалось переубедить, но смог отговорить от аборта двух женщин. Для меня это стало большим утешением.

Второй опыт связан с форумом отца Андрея Кураева. Тогда я понял, что интернет-аудитория не всегда представляет реальный срез общества. Ведь не все, кто ходит в церковь, пользуются интернетом. И наоборот. Зато есть большой процент достаточно агрессивно настроенных неофитов или каких-то кликуш, которые готовы пожаловаться митрополиту на какие-то «вольные» (на их взгляд) обсуждения. Я понял, что интернет никогда не заменит человеческого общения. Те аргументы, которые работают в реальном диалоге, здесь не срабатывают. Когда читаешь сообщение, не видишь интонации, поэтому появляются «смайлики», которые сейчас употребляют уже вместо знаков препинания. Да, интернет — огромное поле для миссии, но в нем должны работать миссионеры, катехизаторы, имеющие определенные знания и особое призвание для этого.

А есть ли плоды?

Иерей Димитрий Симонов:
Я давно понял, что в интернете никто никого слышать не хочет. Поэтому у нас есть своя закрытая группа в социальной сети «В контакте» для нашей приходской общины, где мы общаемся, выкладываем фотографии и вывешиваем новости. И туда мы не пускаем посторонних. А какие есть успехи в ваших группах и сайтах?

Алексей Волчков,
руководитель православной миссии «Петр и Павел» при СПбГУ:
Важно понимать, что главное — это реальная жизнь, а интернет только помогает передать информацию желающим. В 2007 году мы создали группу в сети «В контакте» для пропаганды нашего служения при университете. Примерно половина приходивших на встречи узнала о нас из этой группы. Люди, которые были формально крещены в детстве и в церковь не ходили, узнали о нас через интернет и пришли на встречу для личного общения.

Анастасия Наконечная:
Одна знакомая в течение двух лет выходила на форум иеговистов в те темы, где они обсуждали что-то связанное с православием. В какой-то момент они попросили ее стать модератором. А потом она открыла отдельный сайт, где стала помогать тем, кто покинул эту секту. Ведь эти люди остро нуждаются в общении, ощущают себя брошенными, поскольку до этого вели достаточно активную жизнь в секте. И сейчас этот проект собирает бывших иеговистов, они начинают общаться между собой, как-то помогать друг другу.

Валентин Кудрявцев:
Я около полутора лет заходил в разные христианские чаты и выяснил, что подавляющее большинство людей пребывает там с самыми разными целями, очень далекими от миссионерских. Это абсолютно непродуктивно. Но периодически туда заходят люди «со стороны», которым становятся интересны определенные вопросы. В одном из чатов мне удалось несколько человек отговорить от самоубийства, и они говорили о том, что у них появилось желание пойти в церковь, хотя они были далеки от религии.

Иерей Александр Дягилев:
В интернете есть опасность обмана, подмены. Есть, например, люди, которые просто играют, изображая из себя самоубийц. Я не могу быть уверен даже в правдивости тех женщин, которые благодарили меня за то, что я отговорил их сделать аборт. Жизнь — это жизнь, а интернет идет параллельно реальной жизни. Есть еще один момент, который нужно учитывать. С интернетом скорость общения кардинально изменилась: обмен сообщениями стал мгновенным. Пять лет назад я даже не мог представить, что интернет появится у меня в деревне. Это меняет наш мир. Человечество стало намного ближе, многие вещи стали проще, люди активно путешествуют, общаются друг с другом. Стираются многие границы, но языковой барьер остается. Рунет (русско?язычный интернет), который нам кажется огромным, на самом деле небольшой уголок всемирной сети. Это еще одно поле, которое нужно осваивать. Возможно, Господь дает нам шанс, который мы должны использовать, чтобы православие стало доступно не только русским.

Нужен ли стиль цифровой переписке?

Иерей Димитрий Симонов:
Допустимо ли христианам, а особенно священнослужителям, размышлять и проповедовать в интернете не под своим именем, а под неким псевдонимом, ником? Многие люди переживают, что анонимность интернет-пространства создает проблемы в общении. Можем ли мы в миссионерских целях прибегать к таким уловкам?

Анастасия Наконечная:
Я везде выступаю под своим именем. Недавно мы открывали форум Преображенского содружества и одним из правил форума сделали регистрацию под своим настоящим именем.

Иерей Александр Дягилев:
Иногда имеет смысл выходить в интернет под псевдонимами, чтобы люди воспринимали информацию не субъективно. Если я выйду на форум как православный священник, то любое мое сообщение будет приниматься в штыки только из чувства сопротивления. В моей жизни были случаи, когда я благодарил Бога за то, что не был одет в подрясник. Когда у человека есть какая-то обида на Церковь или агрессивный настрой по отношению к Церкви, то «в штатском» я еще могу как-то разумно аргументировать и подвести его к мысли о том, что не все так плохо. А в одежде священника он и слушать бы меня не стал.

Иерей Димитрий Симонов:
Не кажется ли вам, что при цифровой переписке слово теряет свой смысл? Сложно в интернете писать красиво.

На форумах выразить свою мысль практически невозможно из-за того, что постинги читают только совсем небольшие. Я замечал, что цитаты из Библии длиннее одной строчки тоже не читают. И анонимность, и поверхностное отношение к своему, а значит, и к чужому слову означают потерю глубины. Не станет ли миссионерство в интернете чем-то малозначительным?

Юлия Бабикова:
Мне кажется, интернет — не место общения, а место обмена информацией. Если информации много, ее не воспринимают, и это означает, что человеку уже нужно живое общение. Я думаю, что любому человеку не очень-то приятно видеть перед собой экран вместо собеседника. Хочется видеть лицо собеседника, жесты, мимику. В интернете можно назначить встречу для общения в реале, но не более того. Есть некий порог в виртуальных сетях, который переступить невозможно, а если люди его переступают, то утопают в этих сетях.

Сергей Зеленов:
Конечно, в интернете нет полноценного общения, но общаться там возможно. «Правильность» писем и сообщений зависит от темы и от конкретного человека. Когда я пишу большое письмо на серьезную тему, то слежу за грамотностью и знаками препинания. Но сообщения своим друзьям, с которыми постоянно вижусь и переписываюсь, пишу обрывками фраз.

Константин Морозов:
Я согласен, что в интернете можно получить информацию положительную и отрицательную. У нас в храме перед крещением на вопрос, знают ли люди,желающие принять крещение, молитвы и какова их функция, иногда отвечали: «Да, читали в интернете». Как вид средства массовой информации интернет сейчас сложился и вполне приемлем. Но как средство для миссионерства вряд ли возможен, поскольку миссионерство предполагает общение с людьми, которые не интересуются вопросами веры. А если человек уже зашел на православный сайт, это значит, что у него есть интерес. Поэтому, на мой взгляд, Церковь в интернете должна работать именно с интересующимися людьми, разрушая часто встречающиеся стереотипы, информируя о своей работе.

Священник из интернета

Иерей Димитрий Симонов:
Был ли положительный опыт проповеди в интернете у присутствующих здесь священников?

Иерей Димитрий Ушаков,
лирик храма апостолов Петра и Павла при Академии имени  и. и. Мечникова:
Для меня интернет является средством сбора информации, разрешения какого-то непонятного мне вопроса. У меня был опыт ответов на вопросы на страничке в «В контакте». Конечно, эти вопросы отличаются от тех, которые мне задают в храме. В сети их задает обычно молодежь, а в нашем храме — пожилые люди. Поэтому и вопросы разные.

Иерей Константин Щербак,
клирик храма святителя Димитрия Ростовского (подворье Тихвинского монастыря):
Интернет — это все-таки некая добавка к реальному общению. Я как-то отвечал в интернете на вопросы человека, оказавшегося в трудной ситуации, разочарованного в жизни, и решил, что должен увидеть его, чтобы понять. Мы встретились, пообщались, и он решил свои проблемы. Обязательно должно быть живое продолжение компьютерного миссионерства, иначе тупик. И если мы хотим серьезно работать с людьми в интернете, то под псевдонимами скрываться не стоит. А если просто зайти на какой-то форум, почерпнуть информацию, то можно и придумать себе ник для простоты, поскольку мы не занимаем активной позиции.

Иерей Николай Святченко,
клирик храма святителя Николая на Коломяжском проспекте:
В свободное время я на сайте «Азбука веры» беседую с людьми. Если вижу, что разговор может получиться, что человека по-настоящему волнует какой-то вопрос, то предлагаю перейти на общение через электронную почту, если только не могу пригласить его к себе в храм. Последнее было бы еще действенней. В реальном общении мог бы произойти диалог между двумя душами, как иногда об этом говорят. Но если выбирать между общением на форуме и личной перепиской, то, конечно, в переписке человек может раскрыться намного больше, а я могу написать ему то, что необходимо только для него. Поскольку не для всех одинаково все полезно и приемлемо… Миссионерство в интернете хорошо тем, что для пастыря есть возможность найти «зацепку» для конкретного человека, которая позволила бы привести его в храм. Но есть опасность превратить общение в бессмысленную болтовню, потому что в интернете много людей, которые не могут высказаться в реальной жизни и реализуются перед монитором ?компьютера.

Иерей Димитрий Сизоненко:
Вырастает новое поколение, которое полжизни проводит в этом дигитальном мире, а значит, это место, которое нуждается в нашем присутствии. Порой даже православные люди, которых встречаешь в интернете, как кажется, привыкли жить в какой-то виртуальной действительности. Таких людей порой труднее возвратить в подлинную реальность, где присутствует Бог, чем обратить в веру людей неверующих. Впрочем, с аналогичными проблемами мы нередко сталкиваемся и в церковном общении.

Иерей Димитрий Симонов:
Какие можете дать советы для тех, кто хочет выйти в интернет?

Алексей Волчков:
Надо быть полноценными христианами всегда, чем бы мы ни занимались. Отвечайте за свои дела, будьте своим собственным цензором, контролируйте эмоции. В любви нуждаются все: и язычники, и сектанты. И при этом ограничьте жизнь в виртуале: два часа в день — это многовато.

Иерей Димитрий Симонов:
Можно подвести итоги: не стоит питать иллюзий, искать массовости в интернете. Миссия остается миссией везде, но миссия — это всегда индивидуально. В интернете много подводных камней, и нам нельзя забывать слова нашего Божественного Учителя: «Много званых, но мало избранных».

Подготовила Ольга Сергеева
Фото: Станислав Марченко