Если верить статистике, число интернет-пользователей в нашей стране перевалило за 30 миллионов, а всего в мире интернетом регулярно пользуются полтора миллиарда человек, и эта цифра постоянно увеличивается. Однако интересы людей, заходящих в интернет, не блещут оригинальностью: секс, mp3 (формат электронной музыки) и фото. Для некоторых пользователей интернет — это работа: деловая переписка, изучение общественного мнения, но для большинства «юзеров» сеть — источник развлечений, зачастую не самых безобидных. Однако среди этого изобилия во всемирной паутине существует немало православных сайтов. Что представляет собой православный интернет и каковы его перспективы?
А делателей мало
Первые православные сайты на русском языке стали появляться в
90-е годы прошлого века. Отечественные энтузиасты использовали для своей работы американские серверы, а по причине малой распространенности интернета и крайне малого количества русскоязычных ресурсов (к примеру, популярнейшая отечественная поисковая система «Яндекс» была запущена лишь в 1997 году) они были на слуху у многих пользователей. Сегодня ситуация в корне изменилась. В базе данных каталога «Православное христианство.ru» можно найти более 4000 православных сайтов на русском языке, всего же в каталоге более 7000 сайтов со всего мира. Много это или мало? Давайте разберемся. Согласно рейтингу системы «Рамблер», самый успешный православный проект в российском интернете — сайт «Православие.ru» — по посещаемости находится лишь в четвертой сотне общего списка. Остальные 4000 сайтов о православии не входят даже в первую тысячу популярных проектов рунета.
Сегодня многие в Церкви осознают значимость интернета для миссии в современном обществе. В итоге почти каждый день на просторах всемирной паутины появляются однотипные сайты, форумы и порталы. Одни из них вполне справляются со своей функцией — представительством прихода или монастыря в интернете. Другие гордо называют себя всероссийскими и миссионерскими, но едва ли интересны широкому кругу пользователей в силу неумелой подачи материала, скудных технических средств и непрофессиональной работы создателей. Ведь не секрет, что большая часть православных сайтов делается энтузиастами своего дела, которые либо вообще ничего не получают за свою работу, либо довольствуются грошовым жалованьем и ответственность несут грошовую. Выступая перед духовенством Тульской епархии в марте 2009 года, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что православный приход должен строиться таким образом: священник, диакон, если нужно — регент, псаломщик, а также катехизатор и социальный работник, которые работали бы не в качестве добровольцев, но получали бы зарплату. «Для того чтобы организовать работу, нужен специалист», — отметил Святейший. Думаю, в разрезе интернет-миссии в каждой епархии должен появиться специалист по интернету. Ведь грамотно сделанный интернет-ресурс привлекает внимание к объекту или проблеме и способен при правильном подходе сдвинуть любое дело с мертвой точки
Сколько часов в день вы проводите за компьютером?
Вторая серия
Пока собственный сайт есть даже не у каждой епархии, само понятие интернет-сайта претерпевает серьезные изменения. Сегодня все успешные интернет-проекты развиваются по принципу Web 2.0, который был впервые озвучен в 2005 году американским программистом Тимом О'Рейли. Согласно новой идеологии интернета, современные сайты создаются прежде всего при помощи самих пользователей. Таким образом создатели ресурса предлагают лишь техническую платформу для реализации идей и фантазий пользователей сайта. К примеру, популярнейший сайт YouTube предоставляет каждому пользователю возможность размещать в сети видеофайлы. Таким образом, сегодня на YouTube миллоны видеороликов, которые туда закачивают пользователи со всего мира.
На подобном принципе основана работа популярных российских социальных сетей: «Одноклассники» и «В контакте». На этих ресурсах миллионы пользователей размещают не только видеофайлы, но и музыку, фотографии и множество других материалов. Интеллектуальный сегмент системы Web 2.0 представляют интернет-дневники или блоги. Сегодня каждый желающий может стать обладателем собственного дневника. Причем все чаще блогеры становятся настоящими ньюсмейкерами, зачастую та или иная новость появляется в блогосфере раньше, чем на лентах информационных агентств. Однако, как показывает элементарный анализ, посетители этих сетей, как и пользователи «традиционных» сайтов, прежде всего ищут в сети развлечения и в целом относятся к своему присутствию в интернете очень легкомысленно. Например, на сайте «В контакте» группа под названием «Православие» насчитывает 39 000 участников, однако это в несколько раз меньше, чем количество поклонников телевизионной программы «Наша Раша». Кстати, в первую десятку популярных сообществ «В контакте» входит группа с «глубокомысленным» названием: «Клуб любителей хлопать полиэтиленовые пакетики с пупырышками так, чтобы получалось»
чик-чик-чик«». Таких «любителей» на популярном сайте более полумиллиона.
Социальные сети — совершенно особый мир, и с ним также надо учиться работать. Свои страницы на таких сайтах имеют многие миссионеры, священники и даже епископы, однако не все они в полной мере используют миссионерский потенциал такого присутствия. Прекрасным примером использования технологии Web 2.0 можно назвать присутствие в одной из социальных сетей архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа (Осадченко). На своей страничке архиерей отвечает на любые вопросы пользователей, причем делает это самостоятельно, не прибегая к услугам пресс-секретарей или спичрайтеров. Недаром владыка Филипп является председателем новообразованного Синодального миссионерского отдела Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.Проблема малочисленности православных интернет-сообществ лежит, как ни странно, не в пространстве сетевых технологий, а в реальном мире. Несмотря на номинальную принадлежность большинства наших соотечественников к Церкви, подавляющее большинство россиян не ассоциируют себя с православием. Даже будучи крещеными, они редко переступают порог храма и религией не интересуются. Зачем им тогда православные сайты?
Чего не хватает православному интернету?
Узкий круг
Современный интернет напоминает жужжащий улей. Здесь очень много информации, но то, что нужно именно тебе, найти совсем не просто. Не добившись успеха в популярных социальных сетях, группы единомышленников стали работать над созданием православных сетевых сообществ в стиле Web 2.0. Это сайты, внешне напоминающие обычные социальные сети, но с православным «уклоном»: пользователи здесь именуют друг друга не иначе как «раб Божий», а в анкете пишут: «Воцерковлен, окормляюсь в
таком-то храме». Неизменно на первых местах рейтинга православных сайтов находятся и службы знакомств для православных пользователей. Материалы подобных сайтов изобилуют диковинными выражениями, благочестивыми фотографиями. Конечно, здесь не встретишь нежелательной рекламы или нецензурных слов, но, избегая нежелательного контакта с окружающим миром, такие интернет-ресурсы создают «православное гетто», меняя перспективу миссии на общение в узком кругу единомышленников. Наверное, такие сайты должны существовать, но мне больше нравится активная позиция архиепископа Филиппа.
Из множества недавно возникших ресурсов подобной узкой направленности наибольший интерес, пожалуй, вызывают два проекта: православный центр занятости Mariam.ru и сайт православной фотографии Orthphoto.net. Первый проект помогает найти порядочного сотрудника или работодателя, а второй за пять лет своего существования накопил огромное количество прекрасных фотографий со всего мира, объединенных темой православной веры.
Наиболее популярные православные ресурсы рунета
Куда идти?
Сегодня православная миссия в интернете стоит на распутье. И пока вы решаете, как будет называться ваш будущий сайт, само понятие интернет-сайта кардинально меняется. В центре популярных сегодня проектов стоит человек — реальная личность со своими проблемами и сомнениями. Прежде всего это касается блогов — интернет-дневников, которых в сети становится все больше. Дневник — личное пространство автора, однако его читают тысячи людей, и каждое слово здесь — большая ответственность. Семинарское образование позволяет выйти на амвон и произнести заученную проповедь. А вот искренности миссионеру нужно учиться самостоятельно. Наряду с привлечением к интернет-миссии профессионалов Церковь должна воспитывать активных миссионеров, которые могут сказать новое слово в деле просвещения людей через интернет. Не заученные схоластические фразы, а живое слово собственной веры.
Согласно исследованию, проведенному службой J’son & Partners Consulting, 79% молодых россиян уверены, что без интернета их стиль жизни радикально изменится, 76% ощущают себя «совершенно потерянными» без доступа к сети. Через 10 лет молодые респонденты организаторов опроса станут взрослыми людьми, будут представлять деловые и политические круги России. Интернет сегодня — серьезное поле для работы, и, возможно, со временем он придет на замену «бумажным» средствам массовой информации. Как бы то ни было, уже сегодня относиться к интернету нужно серьезно. И помнить, что пользователи сети и наши соседи — это одни и те же люди. И каждый из них требует, ждет и надеется, что вы обратитесь к нему лично. Виртуальной реальности не существует, она лишь отражение нашей жизни. И конкуренцию информационного пространства всемирной паутины, надеюсь, поможет преодолеть активность Церкви в реальном обществе.
Денис Маханько
Иллюстрации: Татьяна Крупинина
Графики построены на основе данных
соцопроса «ВЖ», организованного
Сергеем Морозовым на сайте samopros.narod.ru