«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 11, 2009 год

СЕЮЩИЙ СЛОВО. Евангелие в неделю 21-ю по Пятидесятнице

Сказал Господь притчу: «Вышел сеятель, чтобы сеять посев свой, и когда сеял он, часть зерен пала возле дороги, где были они затоптаны, и птицы небесные поклевали их. И другие зерна пали на камень, и всходы засохли, потому что не было им влаги. И еще зерна пали в терние, и терние разрослось вместе со всходами и заглушило их. И еще зерна пали на землю добрую, и всходы поднялись и дали плод стократный». Говоря это, Он воскликнул:"Кто имеет уши, чтобы слышать, пусть слышит!" И стали ученики Его спрашивать, что бы означала эта притча. А Он сказал:"Вам даровано познать тайны Царства Божьего, а прочим — в притчах, чтобы они видя не видели и слыша не разумели . Вот что означает эта притча. Семя — это слово Божие. А место при дороге — это те, что услышали, а после приходит диавол и похищает слово из их сердец, чтобы они, уверовав, не обрели спасения. А каменистое место — это те, которые, услышав слово, с радостью его принимают, но оно не имеет в них корня; они хранят веру недолго и во время искушения впадают в отступничество. А место в терниях — это те, которые услышали слово, но на путях жизни обуреваемы заботами, и богатством, и житейскими наслаждениями, так что плоды их недозревают. А земля добрая — это те, которые, услышав слово, хранят его в сердце добром и благородном и благодаря постоянству приносят плод«.

Лк. 8, 5–15
Перевод Сергея Аверинцева

В Евангелии много места отводится учению Христа. Устное слово учителя — древняя традиция еврейского народа. Сама Библия (прежде чем была записана) передавалась из уст в уста на протяжении поколений. Ветхозаветные пророки — ораторы, а не писатели. И первые христиане не спешили записывать Евангелие, ведь многие из них были неграмотными. Они предпочитали слушать, а не читать.

Чтобы передавать услышанное последующим поколениям, история должна быть запоминающейся. Для такой цели в эллинском мире и в иудаизме служили рассказы в форме притчи. Притча заставляет продумать сказанное, применить его к себе и сделать вывод. На примере притчи учитель обращает мысль своих слушателей в сторону некой действительности, остававшейся до этого момента вне поля их внимания. Посредством притчи далекое становится близким. Притча служит «мостом», помогающим подойти к неведомому. Притчи запоминаются, потому что представляют собой рассказы и изречения с метафорами, сравнениями, пословицами, аллегориями и даже загадками.

Господь часто использовал притчи. Это Его наиболее известные поучения. Слово Христа в притчах выходило за рамки бесед Спасителя с апостолами. С учениками Господь говорил о Своих отношениях с Отцом, о будущем мира, о Своих страданиях и Воскресении, о многом другом, что Он не открывал другим. А к широкой аудитории Господь обращал Свое учение в форме притч. В притче о сеятеле Господь дает пояснение, почему Он учит притчами.

Учение в притчах

Все три евангелиста, излагающих притчу о сеятеле, сообщают нам, что Христос на вопрос учеников о смысле притчи о сеятеле сначала ответил общими словами о смысле благовествования притчами вообще. В первом по времени написания Евангелии от Марка она звучит так: «И сказал им ( 12-ти апостолам): вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят: своими ушами слышат, и не разумеют: да не обратятся, и прощены будут им грехи» (Мк. 4, 11–12). На первый взгляд, это высказывание утверждает, что Христос говорил притчами с сознательным намерением сделать Свои поучения непонятными тем, кто еще не стал Его учениками. Как это понимать? Неужели евангельские притчи служат для того, чтобы сделать смысл Христовой вести недоступной для всех, кроме небольшого круга избранных, которым Он Сам все объясняет? Неужели притчи даны не для раскрытия смысла, а для затемнения его? И если это воспринимать буквально, то эта мысль настолько противоречит всему, что мы знаем о Христе, что требует пояснений. Оно может быть только одно: Христос говорит не о цели поучения в притчах (так что они своими глазами смотрят, и не видят: своими ушами слышат, и не разумеют, т. е. чтобы они, «внешние», не понимали) а о неизбежном следствии. Христос этим хочет сказать, что цель притч — отделить слушающих с духовным интересом от тех, кто духовно слеп и глух.

Подобное можно сказать относительно сохранения Христом «тайны Мессии». Христос открывал Свое Мессианское достоинство тем, кто имел правильное представление о Мессии и о Его служении, и скрывал от тех, у кого о деятельности Мессии были чисто земные, политические представления. Это также подходит к природе притч. Хотя они и не требуют больших умственных усилий, но нужна определенная степень вовлеченности, чтобы понять, о чем говорит Христос. Притчи призывали слушателей Христа подумать, что для них означает Его весть. Незаинтересованные могли слушать притчи и не видеть в них ничего, кроме обычных рассказов. Но для заинтересованных и внимательных слушателей та же история являла образ Бога и его отношение к людям.

Центральная идея

Если мы хотим понять подлинный смысл слов Христа об учении притчами, то нам следует обратиться к их истоку — книге пророка Исаии, которого Господь здесь цитирует. Христос, произнося слова о смысле притч, соотносит Себя с пророками. Он хочет сказать, что Его судьба — это судьба пророка. Слова Исаии, взятые целиком, звучат еще жестче, чем тот фрагмент, который приводит Христос. В Книге пророкаИсаии говорится: «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб я исцелил их» (Ис. 6, 10). Здесь пророк с горечью свидетельствует о том, что он терпит поражение. Его весть противоречит общему мнению и привычным формам жизни. Но только через поражение его слово обретает силу и действенность. Это поражение пророков (почти все они были отвергнуты и убиты) повисает темным вопросом над всей историей Израиля и над всей историей человечества, в которой этот вопрос возникает снова и снова. И в первую очередь он возникает в связи с земной участью Иисуса Христа. Жизнь Христа заканчивается казнью на Кресте. Но именно Крест принес обильные плоды и проложил путь к Воскресению.

В параллели с ветхозаветными пророками выявляется значение притчи о сеятеле, к которой евангелисты отнесли данные слова Христа. Необходимо обратить внимание на значение образа семени в Евангелии в целом. Время Христа, время апостолов — это время сеяния, разбрасывания семян. Семя — это что-то очень маленькое, что можно и не заметить. Горчичное зерно — символ Царства Божия — самое мелкое из всех зерен, и все же оно несет в себе целое дерево. Семя — это зародыш будущего, это будущее в настоящем. Оно несет в себе грядущее, которое хотя и скрыто, но уже наличествует. Оно — исполнение обетования. Господь обобщил все притчи о семени в Своей речи в день Входа в Иерусалим, раскрыв их подлинный смысл: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Он Сам — горчичное зерно. Его крестная смерть даст богатый урожай: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).Земное крушение пророков и поражение Христа в крестной смерти в этом контексте предстают в ином свете. Это и есть путь, чтобы «они обратились, и Бог им простил». Это и есть способ «открыть глаза и уши». При Кресте обнажается смысл всех притч. В прощальной беседе Господь говорит: «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу об Отце» (Ин. 16, 25). Это значит, что все притчи заключают в себе сокровенный рассказ о тайне Креста. И именно поэтому они вызывают неприятие окружающих, для которых слово о Кресте было «соблазном и безумием». В притчах Христос не только сеятель, который сеет семена Слова Божия, но Он Сам предстает как зерно, которое падает в землю, чтобы умереть, а потом взойти и принести плоды.

«Что бы значила притча сия?»

На вопрос учеников: «Что бы значила притча сия?» (Лк. 8. 9), Господь дает пояснение, что Он делает крайне редко. Из всех упомянутых в Евангелии притч Господь разъясняет еще только притчу о пшенице и плевелах. Иногда говорят, что это объяснение не Христа, а восходит оно к ранней Церкви. В те времена, когда христиане пытались объяснить, почему лишь немногие люди откликаются на их проповедь, то толкование притчи «о сеятеле» помогало ответить на этот вопрос. А что означает притча о сеятеле для нас? «Иное упало при дороге, и было потоптано, и птицы небесные поклевали его». Господь поясняет: «это суть слушающие, к которым потом приходит диавол, и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись». Как это происходит на практике? Неужели диавол подобно ветру врывается в человеческое сердце и похищает из него слово Божие? Нет. Все гораздо реалистичнее. У диавола много добровольных помощников среди людей. И если коснулась человеческого сердца благодать Божия, то можно не сомневаться, что попадутся на его жизненном пути люди, которые попытаются убедить его, что следование за Христом есть заблуждение. И в доказательство могут быть привлечены все достижения человеческого разума. И облачено это убеждение может быть в ризы столь привлекательные и наукоемкие, что неокрепшему в вере человеку эта ложь будет казаться более правдивой, чем Сама Правда. И почти весь ХХ век в нашей стране огромная армия богоборцев проходила профессиональную подготовку с одной целью — вырвать из человеческих сердец семена Слова Божия. «А иное упало на камень, и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги». Господь дает следующую характеристику подобным людям: «А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают». Подобная категория людей всем хорошо известна. И каждый из нас в своей жизни часто проявляет подобные свойства. Люди «не имеющие корня» — это люди увлечения, люди порыва. Они быстро вспыхивают и быстро угасают. Будучи людьми впечатлительными и легко возбудимыми, они не могут быть постоянными. Их все время влечет что-то новое, и увлечение быстро проходит. Такие люди неспособны на постоянную любовь: они часто влюбляются и во многих, но в итоге не любят никого. Они неспособны долго терпеть трудности, ломаются и часто гибнут, ибо способны на порыв, на жертву, но жертву кратковременную. Когда нет корня, стержня эмоциональный человек близко принимает к сердцу семена Слова Божия. Приняв Таинство Крещения, надеется немедленно почувствовать в себе благодать Божию в той же степени, как ощущали ее святые, которые на протяжении всей жизни трудом и молитвой восходили к вершинам святости. Но, не ощутив в себе подобных изменений и не желая приложить усилия для их обретения, «жар неофита» быстро испаряется. Если же за Слово Божие придется проходить через испытания, то на одном быстропроходящем эмоциональном порыве сохранить веру или пострадать за нее — невозможно.

«А иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его». Господь разъясняет: «А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются, и не приносят плода». Это наиболее понятный образ. Даже люди далекие от сельского хозяйства представляют как много трудов надо приложить, чтобы вырастить что-то доброе. А для того, чтобы сорняки выросли на грядке, не требуется никаких усилий: сорняк всегда сильнее культурного растения. Так и сорняки этого мира, о которых говорит Господь: это неумеренная забота о повседневных нуждах, стремление к богатству и власти, погоня за удовольствиями. Все эти сорняки так реальны и привлекательны, что в жизни многих людей они заглушают маленькое зернышко Слова Божия, которое прорастает медленно и невидимо.

Иногда уже на склоне лет человек с горечью вспоминает жизненный принцип «живешь один раз». Понимая, что жизнь заканчивается, и с собой ничего не возьмешь, пытается что-то изменить. Но отсутствие ухода за почвой своего сердца на протяжении многих лет превратило его в бетонированную дорогу, на которой уже ничего не может расти. Да, в теле живешь один раз, но душа живет вечно. Какой она предстанет перед Господом, если не принесет никаких плодов?

Притча о сеятеле побуждает нас задуматься о почве своей души и об ответственности за судьбу зерна Слова Божия, которое каждый из нас получил от Сеятеля.

Протоиерей Александр Глебов
Иллюстрации: Олеся Гонсеровская