Как доехать: от Красного Села по Ропшинскому шоссе около 25 км.
Многим путешествующим автомобилистам, без сомнения, знакома эта старинная, ныне заброшенная церковь, стоящая почти у самой развилки между Гостилицким и Ропшинским шоссе.
Некогда величественный, храм и сейчас выглядит практически целым, однако, несмотря на непосредственную близость к «золотому поясу» Петергоф-Стрельна и на то, что «памятник XVIII века охраняется государством» (если верить ржавой табличке на ограде), - реставрировать Покровскую церковь никто не собирается. Причина здесь, скорее всего, в том, что местность в округе все такая же малонаселённая, как и пятьсот лет назад.
Село Дятлицы (120 жителей) впервые упоминается в Новгородской писцовой книге 1499/1500 гг. как центр Дятлицкого Покровского погоста. К этому же времени отмечено наличие в нём одноименной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В начале XVIII века церковь эта сгорела, и на её месте возвели другую - Рождества Пресвятой Богородицы, но она простояла ещё меньше.
В 1771 году граф Кирилл Григорьевич Разумовский - фаворит Екатерины II и тогдашний владелец обширных территорий, в которые входили и Дятлицы, - выстроил для тамошних крестьян новый каменный храм, посвятив его Покрову Пресвятой Богородицы. А бывшая приходская церковь в резиденции графа в Гостилицах изменила свой статус на домовую.
Кроме немногочисленных жителей Дятлиц, в приход Покровской церкви входили 6 поместьев, а также 20 деревень: Анташи, Сокули, Жабино, Витино и другие, расположенные в радиусе до 25 километров. Среди прихожан было немало финнов. Представляет интерес описание безвестным историком нравов и обычаев местного населения: «В прихожанах замечается беспечность и леность к сельским работам: для женщины - пахать землю или косить траву считается бесчестием», «…поверья у крестьян общие. Крестьяне верят в домовых, называя их «рижниками»; верят, что можно погубить человека, зажегши за него восковую свечку с противоположного конца; роженицы разрешаются в хлевах; покойников выносят через скотный двор; в Иванов день жгут костры и «лагунки», т. е. ведра и кадки из-под смолы; при браках невеста выкупается женихом у родителей, деньгами от 10 до 25 рублей, и натурою - мясом, мукой и вином». Однако, отмечает он, «усердием к храму Божию прихожане отличаются. Кроме посещения приходской церкви, они молятся по часовням».
Причт церкви состоял из священника, диакона и двух дьячков: о некоторых из них мы можем узнать из летописей. Так, например, в начале XIX века служил в Покровском храме некто «Иоанн Андреев из неученых, сосланный в 1817 году за порочную жизнь в монастырь». А одним из последних иереев был Перов Павел Павлович (арестован 2 июля 1937 года и приговорен к высшей мере наказания; расстрелян в Ленинграде).
В Дятлицкой церкви хранились уникальные реликвии - старинный образ Рождества Богородицы, написанный в 1730 году, и серебряный ковш из прежней Рождественской церкви.
В первой половине XIX века Дятлицы отошли во владения князя Александра Михайловича Потёмкина. Он сам и его жена Татьяна Борисовна много жертвовали на содержание Дятлицкой церкви. К концу XIX века в приходе появляется 5 земских школ - одна при церкви, для детей, и четыре в близлежащих сёлах; там дятлицкий священник преподавал Закон Божий.
В 1900 году в Дятлицах на знаменитых старинных курганах работала группа историков. Раскопки возглавлял Николай Рерих при активной помощи прихожан Покровской церкви.
Храм в Дятлицах закрыли в 1939 году, в 1960-х поставили на охрану как уцелевший после войны, но, как это часто бывает, церковь оказалась просто заброшенной.
Сейчас времена изменились к лучшему, рядом с Дятлицами строится кольцевая автодорога, и восстановление Покровского храма, хочется верить, произойдет в самом ближайшем будущем.
Борис Алишов
Фото автора