«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 6, 2008 год

На горе Елеонской

На горе Елеонской

Часто мы говорим о Святой Земле, по-настоящему не задумываясь о её прошлом и настоящем. Святой град Иерусалим, освящённый искупительной жертвой Христовой, является духовным центром человечества. Вознесшийся над морем почти на километровую высоту, он является колыбелью трёх мировых религий: иудаизма, христианства и ислама. История этого города, отмеченного печатью избранничества, сложна и страшна. Археологи утверждают, что Иерусалиму не менее пяти тысяч лет. Первое письменное упоминание о нём находят в египетских текстах, датируемых XV веком до Р. Х. Библеисты отождествляют его с тем самым Салимом, в котором царствовал священник Мелхиседек, встретивший хлебом и вином Авраама. Там же неподалеку, на пустынной горе Мориа, где впоследствии был воздвигнут Иерусалимский храм, богопослушный Авраам привёл своего первого и любимого сына Исаака для принесения в жертву Богу Всевышнему.

Интересно и название города. По-еврейски оно буквально означает «обиталище мира» (иеру - жилище, шалом - мир), греческое название ассоциируется со святостью (иерос - святой), мусульмане сначала называли его Илия, потом Мадина Байт аль-Макдис (город Храма), а с X века - эль-Кудс (Священный). В книгах пророков и в более поздние времена Иерусалим назван Святым городом, Городом Бога, Градом справедливости, Верной столицей, Городом мира, Ариэлем (Божественный лев), Сионом (по названию одного из холмов) и просто - Градом.

Иерусалим живописно раскинулся на нешироком плоскогорье в седловине Иудейских гор в 60 километрах к востоку от побережья Средиземного моря. Улицы его то круто сбегают вниз, то вновь поднимаются на невысокие холмы.

До середины XIX века границами Иерусалима являлись стены Старого города, основная планировка которого относится ещё к 30-м годам II столетия по Р. Х.

К востоку от Старого города находится самая высокая на местности гора Елеонская, или Масличная, отделенная от него Кедронским потоком, к югу - гора Злого совета, или Поле крови, купленное у горшечника первосвященниками за 30 сребреников Иуды.

Кедронская долина, которая упоминается в евангельском рассказе о предательстве Иуды (Ин. 18,1), в Библии называется ещё Царской, или Иосафатовой по имени благочестивого иудейского царя (870-848 гг. до Р. Х.). Это место обозначено пророком Иоилем как место последнего Страшного суда Божия над миром: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду» (Иоил. 3, 12). В ожидании исполнения этого пророчества долина с древности превратилась в огромное кладбище с гробницами разных времен и народов.

Нам посчастливилось побывать в 2007 году в Святой Земле. Казалось, что после прочитанных книг, просмотренных фильмов всё будет знакомо… Но здесь на каждом шагу возникают недоуменные вопросы и чувство, что на самом деле ты ничего не знаешь! Реальность оказывается совсем иной. Со Святой Землей связана история Ветхого Завета, Нового Завета. На протяжении двадцати веков, которые отделяют нас от тех дней, когда Спаситель был здесь, здесь люди жили, воевали, строили, разрушали, любили и ненавидели. И сейчас здесь бурлит обычная жизнь XXI века со своей суетой, к которой привыкаешь не сразу…

Солнечным утром мы поднимаемся на Елеонскую гору и оказываемся на высоте 1200 метров над уровнем моря. Внизу расстилается окутанная дымкой Иудейская пустыня. При виде древних стен Иерусалима в окружении горных вершин захватывает дух, на память приходят стихи псалмопевца: «Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек» (Пс. 124, 2).

Певучее название горы звучит необычно. Раньше её чаще называли Масличной или Оливковой горой, потому что здесь выжимали оливковое масло. Что мы о ней знаем? Многие события Священной истории ассоциируются с этим местом. По преданию, именно с Масличной горы голубь принес оливковую ветвь Ною. Сюда же бежал царь Давид от своего сына Авессалома, поднявшего мятеж. На эту гору всегда с особым трепетом поднимались паломники, поэтому уже в 530 году здесь было 24 церкви. До сих пор на горе сохранилось восемь древних олив, которым более 2000 лет, но они дают новые ростки, плодоносят. Это просто вызывает восторг, недоумение и… массу вопросов к ботаникам.

Елеонская гора - самая высокая из гор, окружающих Иерусалим, - лежит на востоке от Святого города, за Иосафатовой долиной. У неё три вершины: южная называется горой Соблазна, северная вершина в греческой традиции называется Малой Галилеей, потому что там находилась гостиница, в которой останавливались люди, приходившие из Галилеи, останавливались там и апостолы. А в латинской традиции она известна как гора мужей Галилейских, потому что здесь при вознесении Спасителя на небо явились два ангела в белых одеждах и обратились к апостолам: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо?» (Деян. 1, 11). Средняя гора, самая высокая, называется горой Вознесения. С неё Иисус Христос вознесся на небо.

Автобус медленно поднимается в гору. Перед нами разворачивается прекраснейшая панорама. На западе, за глубоким оврагом, открывается Иерусалим со всеми его холмами, на которых царственно разместились дома, храмы, монастыри, мечети и башни. На юго-западе - долина Рафаим, монастырь пророка Илии, горы Вифлеемская и Сион, ущелье и долина Иосафатова. На юго-востоке - скалы и ущелья Лавры святого Саввы, за ними сверкает гладь Мертвого моря. На востоке - равнина Иерихонская, Иордан, горы Моавские, совершенно без растительности, суровые, но притягивающие к себе.

Выходим из автобуса, перед нами высокая стена, вход закрыт. После переговоров нашего гида с хозяином-мусульманином нас пропускают внутрь. Перед нами странное сооружение, напоминающее больше мечеть. А здесь, на горе Вознесения, когда-то красовался величественный храм Вознесения, построенный при святой царице Елене на месте, откуда вознесся на небо Спаситель. А теперь? Теперь это место огорожено двухметровой каменной стеной, построенной из камней древнего храма. Посреди замкнутого двора стоит восьмиугольное здание часовни, которая имеет интересную историю. Первоначальная церковь просуществовала менее трёх столетий, во время персидского нашествия 614 года она сгорела и вскоре была вновь отстроена. Она состояла из трёх округлых портиков, окружавших алтарную часть. Со стороны Иерусалима были установлены восемь лампад, мерцание которых вызывало восхищение паломников.

В XII веке крестоносцы возвели на этом месте восьмигранный храм, увенчанный куполом. Одновременно храм служил и крепостью, для этого были построены специальные башенные укрепления и здания для насельников. И сегодня паломники могут полюбоваться изяществом средневековых колонн и капителей.

В 1200 году арабы, изгнав крестоносцев, перестроили церковь в мечеть. В частности, они соорудили нишу, указывающую направление Мекки для совершения традиционных молитв «михраб». Именно в эту эпоху были замурованы аркады и здание приняло современный вид. Как известно, мусульмане особо почитают это место, поскольку тоже верят в вознесение Иисуса. Коран об этом говорит следующее: «Его не убили, но Бог вознёс Его к Себе» (IV, 157-158).

С XV века христиане имеют право раз в год, в праздник Вознесения Господня, совершать во дворе возле часовни богослужение. Францисканцы получили право служить в самой часовне. Стены часовни пусты, нет ни икон, ни лампад, а направо от входа, на помосте, образованном естественной скалой, виден след левой стопы Господа. Отпечаток правой стопы мусульмане перенесли в мечеть аль-Акса, которая находится на Храмовой горе. Со времён блаженного Иеронима (V век) сохранились многочисленные свидетельства паломников, которые приходили прикоснуться к этой святыне и уносили с собой горстку освящённой земли.

Сегодня вся огражденная территория принадлежит мусульманам, которые берут плату за вход и позволяют православным христианам совершать здесь богослужения на размещаемых внутри ограды переносных алтарях в Вербное воскресенье, на Вознесение и в день Преображения Господня. Хотелось бы подольше побыть на этом святом месте, но нам указали на выход.

Камень с отпечатком стопы Господней

От часовни Вознесения немного на восток находится Русское место, приобретенное в XIX веке руководителем Русской Духовной миссии архимандритом Антонином (Капустиным). Здесь им построен двухэтажный дом и великолепный храм - большое изящное здание в строгом византийском стиле, имеющее форму креста и осенённое величественным куполом, напоминающим купол храма Святой Софии в Константинополе. Храм был освящён в 1885 году во имя Христа Спасителя, так как греки не разрешили освятить его в честь Вознесения. Вплотную к храму примыкает стройная колокольня высотой 64 метра - самое высокое сооружение в Иерусалиме, называемое «Русской свечой». Колокол для нее был отлит в России. Из любой точки Иерусалима мы с гордостью смотрели на Русскую свечу. В 1906 году здесь образовался женский Вознесенский монастырь. В храме монастыря похоронен и его замечательный строитель - архимандрит Антонин. В настоящее время обитель находится в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.

Рядом место, где, по преданию, Спаситель научил Своих учеников молитве Господней «Отче наш», там французская графиня из семейства Де ла Тур д'Оверн основала женский монастырь. На внутренних мраморных стенах галереи, окружающей это место, высечена Молитва Господня на 42-х языках. Это производит очень большое впечатление.

Приблизительно в 12-15 метрах отсюда находится место, напоминающее обширное водохранилище, разделённое на несколько отделений, которых, как говорят, раньше было двенадцать. Место это называется католиками «Сгеdо», то есть «Верую». Здесь, по преданию, апостолы, собравшись по Вознесении Господа Иисуса Христа, составили Символ веры, называемый Апостольским.

Алла Тимошенко
Фото автора