«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 6, 2008 год

Можно ли православному смотреть телевизор?

Андрей ЗайцевАндрей Зайцев

Добрый день. Начинаем нашу передачу из жизни привидений. Убедительная просьба убрать ваших детей от наших голубых экранов».

Эти слова из незабвенной сказки про Карлсона все чаще приходят на ум, когда речь заходит о современном российском телевидении. Почти каждый православный христианин сталкивался с проблемой - смотреть ли телевизор самому и что из телепередач можно показывать детям. Ответов на этот вопрос может быть несколько. Самый радикальный состоит в том, чтобы не иметь дома «ящика для плюшек». Так поступает некоторая часть людей.

На другом полюсе находятся граждане, полагающие, что просмотр телепередач - прекрасный способ убить время или занять ребенка. Их радует сам факт того, что ребенок не шумит, он пристроен и не надоедает родителям после того как его покормили. При таком подходе людей тоже не интересует качество программ и их содержание.

Однако подавляющее большинство россиян (верующих и атеистов) более или менее часто смотрят телевизор, а значит, проблема содержания программ их волнует. Что же сейчас можно посмотреть на голубых экранах?

Оставив в стороне кабельные и региональные каналы, доступные далеко не всем россиянам, посмотрим на тот «пир духа», который предлагается нам на федеральных каналах.

Упрощая ситуацию, содержание телепрограмм можно определить двумя словами «гламур и чернуха». Любое из этих существительных может стать прилагательным при втором слове, и у нас появится несколько сочетаний, показывающих почти все «разнообразие передач».

Начнем с гламура. Лозунгом многих программ может стать припев из песни «А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо». На экране появляются политики, актеры, богатые люди, различные тусовщики и юмористы, модные писатели, а также звезды всех сортов. Если посмотреть передачи с их участием, то может сложиться впечатление, что они живут в какой-то другой России. Их волнуют проблемы, в какую из европейских стран поехать в отпуск, как сделать свой автомобиль более заметным, в какой ресторан сходить вечером, что сказал известный только им модный писатель Х не менее популярной певице Y.

В гламурных телесериалах не менее гламурные барышни устраивают свою личную жизнь (квартирный вопрос у героев не стоит, они из трущоб сразу к 111 серии попадают в особняк на Рублёвке), гламурные «гуру» в фильмах и ток-шоу дают советы по «лайт-духовности», а юмористы помогают «расслабиться после работы».В результате создается впечатление, что большая часть передач сделана под обалдевшего от работы менеджера или трудного подростка с полным отсутствием художественного и музыкального вкуса, а также абстрактного рабочего, который 10 часов вытачивал на заводе детали и теперь хочет отдохнуть под плоские шутки о вечном. Да ещё есть скучающая домохозяйка - потребитель всех этих сериалов и шоу.

Теперь перейдём к «чернухе». Лозунгом этого направления телепередач может служить слоган «скандалы, интриги, расследования». Персонажами здесь могут быть алкаши, продающие своих детей первому встречному, бомжи и путаны, чья непростая жизнь очень интересует зрителей, оборотни в погонах и просто оборотни, без которых жизнь на свете не была бы такой веселой. Ещё в чернухе показывают скандалы со звёздами.

Вполне очевидно, что православному христианину и просто нормальному человеку не хочется смотреть такие передачи и он начинает думать о том, куда бы обратиться с предложением избавить его за его же налоги от бесчисленных просмотров шоу «про это». Однако телевизионные начальники в ответ на жалобы произносят магическое слово «рейтинг», и христианин остается один на один с телевизором. Конечно, в запасе у поборников «свободы творчества» есть чудесный аргумент: «Не нравится - выключи или переключи». Но переключать стало практически некуда. Телеканал «Культура» показывает далеко не у всех, да и скучноват он бывает временами. Действительно хорошие передачи типа «Слова Пастыря» с митрополитом Кириллом (Гундяевым), «Умники и умницы» с Юрием Вяземским или «Исторические хроники» с Николаем Сванидзе показывают либо рано утром по выходным, когда ещё хочется спать, либо поздно вечером в будни, когда уже хочется спать.

Кроме того, выключить телевизор может взрослый человек, у которого уже сформированы нормы морали и нравственности. А если ребёнок увидит что-нибудь из чернушного гламура, то сможет ли он выключить телевизор? И как родителям потом объяснять сыну или дочери, что, например, ругаться матом нехорошо, если ваше чадо скажет: «А вот дядя в телевизоре так делал». Как можно объяснить подростку, что любовь - это не только секс, но и целомудрие, если почти все передачи для молодежи рассказывают о том, что нравственные нормы - ханжество и нужно брать от жизни все? На этот вопрос нет ответа у телевизионных начальников, но они продолжают кормить нас «рейтинговыми» передачами.

Что же может сделать человек, чтобы защитить себя и детей от потока пошлости, льющейся с телеэкрана? Прежде всего, он может публично высказывать своё суждение о качестве программ, независимо от того, верующий он или нет, консерватор или либерал, учёный или простец. Такое гласное суждение поможет преодолеть мнимые рейтинги. Любой гражданин имеет право контролировать и оценивать телепередачи. Причём речь идёт не о предварительной цензуре, запрещённой по Конституции, а о возможности для людей, пользующихся авторитетом в обществе, выносить суждение по поводу уже увиденной программы.

Если мы хотим, чтобы люди больше узнали о Евангелии, и не желаем, чтобы наши дети смотрели по телевизору всякие гадости, необходимо не только уменьшить число безвкусных передач, но и создавать хорошие. И здесь очень многое зависит от Церкви и от журналистов, пишущих о Православии. Телевидение, газета, радиостанция - всё это может стать площадкой, с которой человек может не только увидеть Пасхальное или Рождественское богослужение, но и услышать ответы на свои вопросы, свою боль и скорбь. За двухтысячелетнюю историю христианство накопило огромный духовный и человеческий опыт. Если священнослужители и миряне смогут поделиться с человеком радостью Воскресения Христова, то голубой экран может стать началом пути ко встрече со Христом. Конечно, телевизор не может быть местом для прямой проповеди, но он может донести правдивую информацию обо всём «разумном, добром, вечном». Конечно, между телевизионной картинкой и реальной жизнью есть огромная разница и, сидя перед экраном, нельзя в полной мере ощутить радость Пасхи или Рождества, но можно попытаться хоть немного сделать окружающий нас мир чище и добрее.

Но для этого мы, православные христиане, не должны сидеть каждый в своей норке или ожидать, что люди сами придут в храмы. Нам нужно сеять евангельские зерна там, где это возможно, и телевизор может стать незаменимом помощником, как и другие СМИ, в том числе и тот журнал, который вы сейчас читаете.