«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 6, 2008 год

Священная жажда

Как лань желает к потокам воды,
так желает душа моя к Тебе, Боже!
Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому!
Когда приду и явлюсь пред лице Божие!
Слезы мои были для меня хлебом день и ночь,
когда говорили мне всякий день:
«Где Бог твой?»

Пс. 41, 2-4

О блаженстве алчущих немного по-разному говорят евангелисты Матфей и Лука. В Евангелии от Луки сказано: «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» (Лк. 6, 21). Эти слова не нуждаются в дополнительных толкованиях, поскольку речь идёт о страданиях, связанных с физическим голодом. Точно так же в других стихах говорится о реальной бедности, притеснениях, слёзах, когда для праведника Бог становится единственной надеждой и опорой. При этом, конечно, физический голод переходит во всепоглощающее духовное желание однажды увидеть торжество правды Божией. В псалмах часто возносятся стенания и молитвы к Богу о праведном суде, чтобы униженным было возвращено то, что было отнято грешниками.

Это блаженство обретает особую остроту благодаря противопоставлению реального голода мнимому благополучию надменных: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк. 6, 25).

Евангельские блаженства неразрывно связаны с «проклятиями». Это более всего поражает в Евангелии от Луки: Спаситель поочередно обращается к одним со словами утешения, а к другим - со словами «горе вам…». В Евангелии от Матфея слова благословения звучат в начале Нагорной проповеди, а грозные предостережения произносятся в самом конце 23-й главы. Как известно, уже в Ветхом Завете Господь даёт Моисею заповеди вместе с благословениями тем, кто их будет соблюдать. Однако одновременно звучат и грозные предупреждения в адрес тех, кто ими станет пренебрегать. И это означает очень простую вещь. Заповеди буквально являются словом жизни, поэтому нарушать их означает идти в сторону смерти.

Можно ли блаженства использовать в качестве программы конкретных действий в сфере экономической или общественной деятельности? Это может стать опасной утопией. Можно ли блаженства принять за непреложное правило жизни? А разве не выглядит абсурдом блаженство, которое обретается в обмен на голодовку?

О каком же тогда голоде говорит Спаситель? Ключ к пониманию мы находим в тех словах, которые передаёт евангелист Матфей: «Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся» (Мф. 5, 6). Те, кто испытывают неутолимую жажду правды, названы блаженными, ибо они насытятся…

Господь обещает насытить своих учеников правдой Царства, подобно тому как человеческая утроба насыщается земной пищей. Это произойдёт в вечности, ибо мир сей не способен насытить до конца даже тех, кто ищет земную мудрость. «Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается», - скептически констатирует Екклесиаст (Еккл. 6, 7). Только вечная правда и полнота Божией любви способны по-настоящему утолить голод души (Откр. 22, 17).

Христос - Агнец Божий.

Христос - Агнец Божий. Мозаика IX века из базилики Санта-Прасседе (Santa Prassede), Рим.

Образы голода и жажды позволяют выразительнейшим образом передать силу желания, интенсивность влечения человека. Что является истинным желанием человека? Что способно по-настоящему утолить жажду человеческой души? Жаждущая лань, которая тоскует и стремится к источникам воды живой, в древнехристианском искусстве становится символом человеческой души, жаждущей обрести Бога в водах крещения.

ПРАВДА БОЖИЯ И ПРАВДА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

В мире людей правда человеческая зачастую расходится с правдой Божией. В недавней истории можно найти немало примеров того, насколько легко тираны мира сего подменяют евангельское блаженство жаждой справедливости, чтобы оправдать нескончаемые потоки пролитой ими невинной крови.

Мир сей внушает человеку величайшую иллюзию, будто человек - господин своей судьбы, будто ему дано право вершить справедливость, распоряжаться своей жизнью и жизнью других, наподобие того как он может распоряжаться частной собственностью. Драма атеистической цивилизации состоит в том, что она порождает несправедливость и смерть даже там, где человек борется за правду и лучшую жизнь.

Таким борцам за социальную справедливость Евангелие указывает простую истину о том, что жизнь и правда всегда представляют собой нечто несравненно большее, чем всё, что человек может себе представить. Пусть мы не всегда можем принять жизнь такой, какой она складывается в данный момент, но очень важно саму жизнь принять как дар свыше. Недаром в уста одного из своих любимых героев Фёдор Достоевский вкладывает замечательные слова: «Полюби жизнь прежде её смысла!». Жизнь всегда бесконечно богаче и прекраснее, чем наши мысли о ней.

В этом и состоит правда Царства, о которой сказано: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и остальное приложится вам» (Мф. 6, 33). Обольстительные мирские блага и справедливость, к которым мы порой так стремимся, недостаточно подлинны, чтобы доставить истинное блаженство. Это не значит, что надо полностью отказаться от них, надо лишь соотносить их с полнотой Царства Божия. Только тогда всё, к чему мы стремимся, обретает свой подлинный смысл.

Способность уже в этой жизни испытать евангельские блаженства связана с нашей верой в то, что единственные сокровищницы, которые стоит наполнять и при этом не бояться в один прекрасный момент лишиться всего, находятся в обителях Бога. Подлинная ценность вещей измеряется совсем не тем, что люди могут накопить в этой жизни.

Социалисты склонны думать, что духовная брань ведётся для того, чтобы на земле установилось царство всеобщей справедливости. Если следовать этой логике, то нужно серьёзно решать: всё или ничего. Но в действительности всё происходит иначе. Циники и сильные мира сего не отдают себе отчёт в том, что через нищих, униженных, плачущих Бог воссоздаёт мир, а над пресыщенными Он смеётся.

ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?

Окончательное торжество правды Божией совершается в Страданиях Христа. Бог опрокидывает логику законов сильных мира сего. Страдающий Мессия послушен воле Отца до того, что отдаёт Свою жизнь на Кресте. В глазах мира сего Он терпит сокрушительное поражение. Но Спаситель отнюдь не стремился занять место Пилата. Он отнюдь не претендовал на трон Ирода. Он не защищает Свою правоту силой оружия. Но, поскольку Он вручил Себя Богу, Отец воскресил Его из мёртвых. Бог даёт Ему жизнь там, где люди осуждают Его на смерть. Спаситель прощает и отдаёт Свою жизнь за всех, включая Ирода и Пилата. Он называет Себя служителем тех, кто уверен в своём всемогуществе.

Страдания Христа вызывает не меньше недоумений, чем страдания христиан. По наивности нам может показаться, что любовь всегда должна порождать любовь. Но в полной мере сила подлинной любви открывается в способности принять на себя всю ненависть, которая может переполнять сердце другого человека, для того чтобы исцелить его от губительной страсти. Этим объясняется парадоксальность блаженств и неслыханная, сверхчеловеческая тайна искупления и освобождения человека во Христе.

Христос, Сын Божий, невинный праведник, предстаёт перед совопросниками века сего: политической властью, армией, народом, язычниками. Пилат спрашивает: «Что есть истина?» Но в действительности Иисус Христос Сам Своим молчанием подводит римлянина к вопросу о правде, который оказывается в центре их разговора. Рим в те времена претендовал на то, чтобы быть твердыней справедливости, основанной на понятиях права и правосудия. Своим безмолвием Иисус открывает, что при всех притязаниях на правду в мире торжествует несправедливость, ибо официальный представитель Рима осуждает на смерть Невинного. Так покровы лжи ниспадают для того, чтобы человек освободился от её власти.

Земное царство справедливости и вечный мир без войн - это химера. Но это не означает, что христиане ничего не должны делать для того, чтобы избежать войн и чтобы в мире было больше правды.

К кому в первую очередь обращена Нагорная проповедь? К тем, кто хочет быть учеником Христа, кто решил следовать за Ним по дорогам жизни. Навсегда Он остаётся Алчущим вечной правды и зовёт христиан никогда не довольствоваться внешней праведностью фарисеев. Словами блаженств Спаситель вселяет в Своих учеников уверенность в окончательную победу и силу плыть всё время против течения. Он знает, что они никогда не насытятся достижениями мира сего и что им придётся каждый раз всё начинать сначала…

Иерей Димитрий Сизоненко