В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. 38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. 39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. 40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. 41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? 42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? 43 Итак произошла о Нем распря в народе. 44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. 45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? 46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. 47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? 48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? 49 Но этот народ невежда в законе, проклят он. 50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: 51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? 52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
Ин. 7, 37-52; 8,12
По слову ученика, «которого любил Иисус» (Ин. 13, 23), - апостола и евангелиста Иоанна Богослова - Христос пришел к нам «водою и кровью и Духом» (1 Ин. 5, 6).
Крещением в Иордане и пролитием крови на Кресте явил Он Себя миру, а после Пятидесятницы Он открывается людям в Духе. И сейчас в нашу жизнь Христос приходит водою Крещения и Кровью Причащения. И в Таинствах Церкви являет нам Христа Дух Святой, Господь животворящий.
ДУХ И ВОДА
Вода как символ Святого Духа и Его действия является сквозной богословской темой четвертого евангелиста. Крещение в иорданских водах; претворение воды в вино; исцеление рядом с водами купальни; исцеление слепорожденного, связанное с Силоамским источником. Никодиму, ученому толкователю Закона, Христос говорит о таинственном рождении от воды и Духа; и еще более таинственные вещи о воде и Духе открывает совсем простой женщине - самарянке: беседуя с ней у колодца, Господь рассказывает о «воде живой», испив которой, человек уже не будет жаждать вовек. И, наконец, о «реках воды живой» Господь говорит народу в иерусалимском Храме на празднике.
Праздник Кущей, на котором Господь возвестил о Духе и призвал всех жаждущих духовной жизни прийти к Нему, был установлен еще при Моисее. Во время этого праздника в память о странствиях Израиля в пустыне люди жили в кущах - палатках, сделанных из ветвей. «Возьмите, - повелевал Закон, - ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных, и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней» (Лев. 23, 40).
И вот, собираясь в Иерусалим на этот праздник, сродники Господа по плоти предлагают Иисусу прийти в столицу и прославиться там, совершив такие же чудеса, как в Галилее. Между тем «братья Господни», по свидетельству Иоанна, «не веровали в Него» (Ин. 7, 5): тогда, до Воскресения Иисуса из мертвых, они еще не могли осознать, что Тот, Кого они знали с детства, Кто рос на их глазах, и есть Сам Мессия.
Господь отвечает братьям, что Его время еще не пришло; оно, как мы знаем, придет тогда, когда Иисус вступит в Иерусалим как Христос и Царь, чтобы явить Свою славу в смерти и в победе над ней. Но на праздник Кущей Он все-таки идет - но, как сказано в Евангелии, «как бы тайно» (Ин. 7, 10). Чтобы там, в последний день праздника, уже явно, уже для всех и на все времена, возвестить - и призвать: «кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38).
ИСПОЛНЕНИЕ ПРОРОЧЕСТВ
Сравнение потребности в духовной жизни с жаждой, а действия Святого Духа с истечением воды перекликалось с тем, что происходило в те дни в Иерусалиме: вода была задействована в обрядах праздника - её приносили из Силоамского источника и торжественно возливали у жертвенника.
Вода есть сама жизнь, причем в жарком палестинском климате это перестает быть только метафорой. И вот Христос, Который пришел даровать нам жизнь вечную, говорит о живой воде. При этом Он ссылается на Писание. Не только Сам Господь, не только Его ученик Иоанн Богослов говорит о воде и о схождении Духа, но и пророчества Ветхого Завета. Через пророка Исаию Бог обещает Своему народу: «… я изолью воды на жаждущих и потоки на иссохшее; изолью Дух Мой на племя твое» (Ис. 44, 3). И через пророка Иоиля: «… изолью Духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2, 28) (исполнением именно этого пророчества объясняет Пётр события Пятидесятницы). А через пророка Захарию Бог открывает, что схождение Святого Духа связано с жертвенным подвигом Мессии: «Изолью Дух Мой благодати и умиления, и воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12, 10).
Но плач о Христе распятом претворяется в радость о Христе воскресшем: «В радости, - восклицает Исаия, - будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12, 3). Источник спасения и есть Христос Бог, который один только и может утолить жажду полной духовной жизни.
Комментируя слова Господа о воде и Духе, Иоанн Богослов говорит, что в тот момент на учениках еще не было Духа Святого, «потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7, 39).
Хотя Дух всегда действовал в мире и наставлял человека - ведь и пророчества изрекали «святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1, 21), - но сам человек с его искаженной грехом природой не мог стать причастным Божеству Духа. Когда же человеческая природа была освящена и прославлена Сыном Божиим, а Вознесением была введена в духовное Небо, - тогда и открылась для людей поразительная возможность через Христа становиться «причастниками Божеского естества» (2 Петр. 1, 4). Поэтому после Вознесения Христа на учеников сходит Святой Дух. И поэтому мы, принимая Таинство Крещения и сочетая свою жизнь с вечным бытием Христа, тут же в Таинстве Миропомазания получаем благодатный дар - «печать» Святого Духа.
В ЦЕНТРЕ ОТКРОВЕНИЯ
Как человек вступает в Церковь через крещение - сочетание со Христом, и через миропомазание - приобщение Духу Святому, так и сама Церковь заключает в себе два аспекта: христологический и пневматологический.
Глава Церкви - Христос, и Церковь «есть Тело Его, полнота Наполняющего все» (Еф. 1, 23). Церковь есть Сам Христос, Который в Духе Святом и Сам наполняет всю Вселенную. Земная история Церкви началась в день схождения на учеников Святого Духа - в день Пятидесятницы. В евангельском чтении Литургии этого дня и звучат слова Христовы о воде и Духе, произнесенные Господом на празднике Кущей.
В библейской науке ставился вопрос о пунктуации в тексте, передающем речь Господа о воде живой. В зависимости от постановки запятой, греческий текст дает два варианта понимания слов Господа: в первом случае реки воды живой текут из чрева - то есть из сердца - Самого Христа, а в другой (ее придерживаются Славянская Библия и Синодальный перевод) - эти реки потекут из сердец верующих в Него. Но противоречия в этом нет, одно следует из другого: Христос - источник жизни и Духа, и верующий в Него сам становится источником света и богопознания для других людей. Поэтому в первый воскресный день после Пятидесятницы - память всех святых.
И говоря о святых, говоря о Церкви, говоря о пророчествах Ветхого и Таинствах Нового Завета, говоря о Духе Святом, мы тем самым свидетельствуем о Христе. Потому что Свет Христа сияет во святых, и Христос созидает Церковь. Потому что Дух Святой послан Отцом, верующим во Христа. И потому что Христос находится в центре двух Заветов. Апостол Павел, вспоминая, как во время странствования в пустыне Моисей извел из камня воду, усматривал в этом эпизоде ветхозаветной истории прообраз Христа, дарующего нам благодать Святого Духа. Апостол пишет: «И все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 9, 10).
Иерей Михаил Браверман