Ушли в прошлое времена, когда вся жизнь человека определялась богослужебным ритмом Церкви и в праздник Благовещения, согласно народной поговорке, «ни птица гнездо не вила, ни красна девица не пряла». Даже Страстная Пятница сегодня - это обычный рабочий день, а тайм-менеджмент современной фирмы учитывает любые нюансы, кроме церковного календаря верующих сотрудников. И если со священниками все ясно - их быт определяется Церковным уставом, то у мирян постоянно возникают вопросы о том, как совместить несовместимое - церковный и светский ритм жизни. Своими мыслями делятся прихожане храмов Санкт-Петербурга.
Сергей Волобуев
Принято говорить, что человек «располагает» или «не располагает» временем. Обладание «собственным» временем, возможность распоряжаться им «по своему» разумению есть важнейший показатель свободы. Но христианин знает: как и все, чем располагает человек в жизни, время - не собственность, а пользование. И однажды придется дать ответ Богу за то, как было «потрачено» время жизни.
Человек призван жертвовать не только богатством, доходами, но и временем. Святой - тот, кто посвятил всю свою жизнь, пожертвовал все свое время Богу и людям… Но что это значит? Вряд ли можно жертвовать «трудовым временем», вряд ли это имеет ценность в глазах Божиих, поскольку это уже не свое, а «общественно полезное» время. Честный труд есть обязанность любого человека - перед ближними, перед обществом и перед Богом.
Сегодня часто можно услышать сожаления или даже возмущение по поводу «пересечения» церковного и гражданского календарных циклов. Основные службы Великой Пятницы и первой седмицы Великого поста всегда совершаются в рабочие дни. Большинство двунадесятых праздников чаще всего - тоже вполне «будничные» по гражданскому календарю. И верующие люди просто не имеют возможности быть в эти дни в храмах. Но, может быть, это некое знамение Божие? Его реализуемый через попущение призыв к христианам занимать более активную позицию в мире, в обществе?
Анна Ершова
Для меня не существует проблемы оторванности повседневной жизни от церковных служб: во многих храмах есть ранняя Литургия, на которую в праздничный день можно сходить до работы. И если по какой-то причине я не могу этого сделать, - все равно помню, что сейчас в церкви идет служба, на которой многие мои друзья и знакомые молятся и причащаются. Я могу попросить написать записки за себя и своих близких, могу попросить помолиться за нас и всегда могу быть мысленно с ними. Другое дело, если суета или какие-то проблемы уносят мои мысли далеко от Церкви и ее праздника, - но ведь это может произойти даже тогда, когда я физически присутствую на Литургии…
Для меня проблема заключается в другом. В течение девяти лет я прихожу в храм с детьми того или иного возраста, которым уделяю свое внимание и которые, по сути, не дают мне полноценно участвовать в Литургии и, что самое важное, - исповедоваться и причащаться. То есть я хотела бы причащаться чаще - но по чисто техническим причинам это не получается: ну нет возможности у мамы приходить каждый раз с ребенком к 9.30 и всю службу проводить в храме. Поэтому часто бывает, что либо причащается ребенок, либо я оставляю его дома, тем самым лишая причастия, и иду на исповедь. В этой связи практика, например, поместной Греческой Церкви, где Таинства исповеди и причастия разделены во времени, мне гораздо ближе.
Денис Левыкин
Церковь всегда принимала во внимание и активно использовала культуру, язык, менталитет, календарь того народа, в котором распространялась ее проповедь. Многочисленные примеры такой рецепции известны любому, хотя бы немного знакомому с церковной историей. Наполнение старых форм новым содержанием - один из традиционных методов церковной проповеди и просвещения народа светом христианской истины. К примеру, сейчас никто не обращает внимания на то, что день Рождества Христова в Римской империи и празднование Масленицы на Руси совпадало со временем празднования соответствующих языческих праздников в этих культурах. Но в ту эпоху это был действительно важный миссионерский шаг. Конечно, это не означает, что Православная Церковь просто «подстраивалась» под языческий календарь. Однако она не боялась использовать культурные формы той эпохи, придавая им христианский смысл и звучание. Ведь к чему было просто отменять то, что при правильном подходе может помочь в деле церковного благовестия?
Татьяна Лапочкина
Уже давно наша трудовая повседневность пошла в разрез с христианскими канонами, оторвалась от них и бежит параллельной линией. А как бы хотелось связать две эти «ниточки» воедино! К сожалению, нам в буквальном смысле приходится разрываться между работой (учебой) и богослужениями, ведь Литургия в будние дни начинается в 10 часов - самое рабочее время. А некоторые люди учатся и работают и по выходным.
Конечно же, бросать работу и учебу из-за этого не стоит, из любой ситуации надо искать выход или хотя бы «наименьшее зло». С пар иногда можно сбежать, а лекции переписать, с работы - отпроситься на полдня и отработать вечером. К сожалению, не у всех это получается ввиду специфики деятельности. Мне однажды в среду Страстной Седмицы пришлось по долгу службы… проводить развлекательное мероприятие. И отказаться не было возможности. Всю дорогу я молилась. Мероприятие прошло на редкость положительно и спокойно, и я не чувствовала груза на душе. Надо было просто понять, что объективно нужнее в данный момент. Мне думается, если не отпускают с работы, не стоит ссориться с начальством - Господь Сам увидит стремление души к Истине.
Владимир Коваль-Зайцев
Для каждого человека, входящего в Церковь, рано или поздно встает вопрос о соотнесении жизни церковной и светской. Разрешиться он может только тогда, когда мы преодолеваем раздробленность нашей жизни. Она ведь одна у человека. Вопрос выбора того места, где человеку нужно или хочется быть именно сейчас, стоит очень часто. И ответ на этот вопрос зависит от расстановки приоритетов.
Даже в однотипных, на первый взгляд, ситуациях не ответишь по заранее придуманной схеме. Ведь и в христианстве есть такой принцип, что «послушание выше поста и молитвы». «Ищите же прежде Царства и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 33), - говорит Господь, имея в виду под «этим всем» то, в чем мы обычно нуждаемся. Когда главный приоритет в жизни - это Сам Христос и Его Царство, тогда многие вопросы отпадают сами по себе. Впрочем, это не значит, что не появляются новые. Но тогда перед нами чаще встают не вопросы «что?», а скорее «как?». Например, не стоит вопрос об участии в Литургии, но возникает вопрос «как я в ней участвую?»..
Светлана Тавлеева
Чаще всего двунадесятые праздники или наши собственные именины выпадают именно на рабочие дни. Поэтому всегда встает вопрос - как освятить это время, как достойно провести христианский праздник? Если нужно на работу или учебу к 10 часам, то стараюсь собраться с силами и пойти на раннюю службу (к примеру, она ежедневно служится в Александро-Невской Лавре). Поэтому при желании можно причаститься и в День Ангела, даже если это не выходной.
А если на работе нужно быть еще раньше? Или, возможно, просто нет сил приехать в храм к 7 утра. Всегда есть возможность помолиться дома, вспомнить, что сегодня - особый день, спеть тропарь праздника, прочесть отрывок из Евангелия, который будет читаться на Божественной Литургии.
Может быть, по дороге к месту работы или учебы есть храм - тогда можно хотя бы зайти и поставить свечку. Самое главное - чтобы праздник оставался в душе в течение всего дня, каким бы тяжелым последний ни оказался. Главное - сохранить теплоту, мир, радость, которую приносит нам торжество, главное - не омрачить его своим равнодушием и суетностью.