«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 5, 2008 год

Красота церковная

Кресты Этнографического музея

Коллекция Российского этнографического музея насчитывает более 400 нательных и нагрудных крестов, самые древние из которых - конца XII века. Но долгое время это богатейшее собрание было недоступно широкому зрителю и мало интересовало специалистов.

До 10 мая в Российском этнографическом музее открыта выставка «Крест - святыня драгоценная». Организаторы выставки приурочили ее не только к Великому посту, но и к круглой дате: в 2008 году наша страна отмечает 1020-ю годовщину Крещения Руси. На выставке представлены более 250 нательных и носимых на груди крестов из собрания Этнографического музея, иконы из Музея истории религии, а также современные кресты, изготовленные известным петербургским ювелиром Юрием Федоровым.

Ведущий научный сотрудник РЭМ доктор исторических наук Александр Островский рассказал корреспонденту «ВЖ»: «Изучение креста, или ставрография, характерно для русских историков и искусствоведов конца XIX - начала XX века. Последнее исследование вышло в начале 1920-х. Вернулись к этой теме только в конце 1980 - начале 1990-х годов. Сначала был выпущен каталог русских крестов - только русских, а в музее хранились и кресты других православных народов. В течение последнего года исследователи из разных отделов изучали наши фонды под этим углом зрения».

Нательные кресты, как и кресты, носимые на груди поверх одежды, были широко распространены уже с первых веков крещения Руси. Священнических крестов в коллекции практически нет - кресты, носимые поверх одежды, принадлежали мирянам. Как объяснил Александр Островский, среди православных народов бывшей Российской империи крест не только символизировал принадлежность к определенной конфессии: изображения ликов святых позволяли относиться к нему как к иконе, а написанные на оборотной стороне молитвы придавали кресту и значение оберега.

В XII-XIII веках были широко распространены энколпионы - нагрудные двустворчатые кресты-мощевики. На лицевой стороне древних киевских энколпионов помещалось изображение Распятия (без показа Голгофского креста), на оборотной - Богородицы и святых. Сохранились энколпионы с изображением первых русских святых - князей Бориса и Глеба.

Позже, в XV-XVI веках, наряду с энколпионами распространились и похожие на них, но монолитные кресты с более подробным изображением Распятия и более широким представлением святых. На кресте появляются надписи «ЦРЬ СЛВЫ» и «NИК». На русских православных крестах (в отличие от католических) Распятие могло замещаться изображением восьмиконечного Голгофского креста. Кроме «IНЦИ» на крестах непременно имелась надпись «IС ХС СНЪ БЖIЙ». Иногда на горизонтальной планке располагалась надпись «Кресту Твоему покланяемся, владыко…». На оборотной стороне креста обычно помещался либо текст молитвы «Да воскреснет Бог», либо надпись «Крест хранитель всей вселенной, крест красота церковная, крест царям держава, крест бесам язва». Иногда надписи на оборотной стороне заменялись символическими изображениями орудий страстей Христовых, облака, закрывшего небо во время Распятия, рыбы - символа исповедания Христовой веры, пещеры - места погребения Спасителя, легендарной птицы Феникс - символа воскресения.

Кресты Этнографического музея

Крест в православной культуре стал органичным дополнением праздничного костюма, особенно женского. Так, русское население империи в конце XVI-XVIII веков носило крест на массивной цепи, звенья которой составлялись в два-три и более ряда. В XIX веке крестьяне носили нагрудный крест на «гайтане» - широкой бисерной цепи или тканой тесьме, кумачовой полосе, украшенной бисером и дополненной по обе стороны от креста бусинами из цветного стекла или янтаря, которому приписывали обережную силу. У гуцулов распространено было женское украшение «згарда», состоящее из нескольких, от трех до двенадцати, крестов, подвешенных на цепочке и разделенных пружинками, трубочками.

У народов Поволжья - мордвы, марийцев, крещеных татар и чувашей - серебряные или медные кресты русской работы входили в состав нагрудных, шейных украшений. Крест (реже несколько крестов) помещался, как и у русского населения, на бисерный гайтан - вместе с серебряными монетами, либо на бисерную застежку на рубахе или на ожерелье из раковин каори.

Грузинские мастера в XVIII-XIX веках отливали кресты из серебра, реже из золота. Часто на крестах изображался покровитель грузинского народа святой Георгий. Кресты украшались драгоценными камнями, а также, что характерно для византийского искусства, металлическими подвесками в форме лепестков, бубенчиков. Нагрудное украшение могло включать в себя и несколько крестов.

Дополнение праздничного наряда несколькими крестами из бронзы, латуни или серебра было характерно также для Галиции (ныне Западная Украина), православных эстонцев-сету (проживавших на территории Псковской губернии) - вплоть до середины XIX века молодые эстонки надевали в праздничные дни массивную серебряную цепь более чем с десятью крестами, звеневшими при движении.

А народы Восточной Сибири - якуты, эвенки, эвены - носили крест на металлической цепочке поверх одежды; эвенки иногда закрепляли сразу несколько крестов на меховой нагрудник.

Татьяна Кириллина

Кресты Этнографического музея