«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 5, 2008 год

«Буратино» навсегда

Антон ПоповЛюбительский православный театр - явление не такое уж редкое. Но не всегда такой театр выходит за стены прихода. Совсем иначе сложилась судьба труппы, возникшей внутри православного клуба «Чайка». Нацеленный на благотворительность и состоящий только из добровольцев, театр показывает свои спектакли в детских домах, больницах, то есть везде, где живут дети. О деятельности театра рассказывает его режиссер и создатель - Антон Попов.

Антон, расскажите, как возник театр «Чайка»?

- Раз в год на Рождество прихожане монастыря на Карповке устраивали большой праздник. Его готовили всем приходом - пекли пряники, мастерили подарки, шили традиционные русские наряды, а потом также всем приходом праздновали. Гвоздем программы всегда был спектакль, в котором играли ребята из клуба «Чайка». Клуб организовал в 1996 году старший священник храма отец Николай Беляев.

Спектакли показывали на праздниках и больше не повторяли. Из-за этого было немного грустно - слишком уж большие ресурсы требовались для его создания.

И у меня родилась мысль: сделать спектакль масштабом поменьше и показывать его более-менее регулярно, и самое главное - в разных местах. Окончательно эта идея сформировалась, когда я был на праздновании масленицы на приходе отца Артемия Скрипкина. Там актерская семья, муж и жена, показывала спектакль по сказке Андерсена «Соловей». Из реквизита у них были только магнитофон, два костюма. Маленький сынишка сидел в зале посреди ребят и помогал, когда по действию сказки надо было выйти самому храброму из малышей. Я познакомился с артистами и подробно расспросил об организационной стороне постановки (как шить костюмы, сколько уходит времени на репетиции и т. п.). И спустя месяц там же, на приходе отца Артемия, мы показали небольшое 10-минутное представление «Авраам», режиссером которого выступил я.

Идея сделать свой спектакль быстро захватила ребят, и началась работа. Будущая постановка была приурочена к празднованию 10-летия клуба «Чайка». 30 апреля 2006 года, через два месяца после начала репетиций, состоялась премьера первого спектакля. Им стал «Буратино» - по известной всем сказке Алексея Толстого. Пожалуй, эту дату и можно назвать днем рождения театра. Называться наш театр стал так же, как и клуб, - «Чайка».

- Ваши первые зрители - члены клуба «Чайка» - хоть и молодежь, но уже совсем не дети. На какую же аудиторию рассчитаны спектакли?

- Отвечая на этот вопрос, хочется сказать дежурное: «Мы стараемся делать спектакли для всей семьи». Но это было бы лукавством.

Не хочется развлекать аудиторию - хочется заставить ее подумать. Мне очень близок монолог, который произносит герой Михаила Ефремова в фильме Никиты Михалкова «12». Помните? Там идет разговор о том, что «зрители входят в зал, еще не сели, а уже рожи свои ржать приготовили». Хочется серьезно поговорить, а люди пришли развлечься. Вот на такую аудиторию не хотелось бы рассчитывать, хотя развлекаться сейчас приходят практически все.

Понимаете, когда человек следит за действиями героя, сопереживает доброму персонажу и не сопереживает злому, происходит то, что можно назвать воспитанием. Когда Буратино просит у папы Карло прощения за то, что убежал из дома, и в зале дети смотрят, затаив дыхание, значит - спектакль принес пользу, спектакль воспитал. Эту сцену сложно сыграть, и у нас не всегда получалось, скажу честно.

- А как Вы ищете места для «гастролей»? Есть ли какие-то критерии, методы поиска: в какие места Вы поедете, в какие - нет? Или как обычно - все через знакомых?

- Как ищем места? После премьеры я обзвонил ряд общественных организаций, где мне посоветовали выступить. Это были детские дома. О жизни в подобных учреждениях я знаю непонаслышке, поэтому очень хотел поехать туда, где жить непросто. У некоторых детских домов сейчас есть спонсоры, а хотелось поехать туда, где дети совсем не избалованы вниманием. Пока старались ездить именно в такие места. Это и есть критерий поиска. А сейчас нас уже приглашают директора школ и интернатов Ленинградской и Новгородской областей. Так что проблема поиска решилась сама собой.

- Расскажите о работе над спектаклями. Например, какие трудности Вы испытываете?

- Сложнее всего сорганизовать людей. Ведь они ничем ни тебе, ни потенциальному зрителю вроде как не обязаны, да еще и своих дел по горло. Я думаю, организаторам общественных работ эта ситуация знакома. Для одного репетиция - самое приоритетное дело, и он отдается целиком. Таких в команде всего несколько человек. Для другого это возможность отдохнуть, и он делает это в свое удовольствие. А третий дал себя уговорить прийти, но он тоже нужен - без него пропадают некоторые изюминки выступления. Поэтому, если кто-то решит, что сегодня он совсем никому ничем не обязан, то может возникнуть проблема - нет актера, соответственно, нет персонажа и кому-то надо играть две, а то и три роли. Или какого-то инструмента недосчитались вместе с отсутствующим актером. Тогда приходиться сломя голову бегать по детскому дому и искать молоток для папы Карло или бантик для Мальвины.

Еще, так как мы представляемся православным театром и показываем спектакли для детей, нельзя хулиганить на сцене, хотя иногда очень хочется. Для меня сейчас это открытый вопрос. Какие шутки допустимы, а какие - нет? Сколько их должно быть? На первый взгляд, есть очевидный, как мне казалось, ответ - не надо пошлости, шутка должна быть доброй, разумной, вечной. А оказалось, что это сложно. Например, что такое добрая шутка? Стоит задуматься, ответ так просто не дашь…

Дебютный Буратино в ДК академии им. Можайского. Октябрь 2006 года.
Дебютный «Буратино» в ДК академии им. Можайского -
премьерной площадке театра. Октябрь 2006 года.

- Когда говорят о трудностях, то, как правило, легко их вспоминают. А вот говорить о радостях сложнее. Расскажите о радостях.

- Есть радость заново открытых сказок и их понимания. Заново перечитал Андерсена. Казалось бы, маленькая сказка про Дюймовочку, 2 страницы, не «Властелин Колец». А размышляю над ней до сих пор…

Когда пишешь сценарий, думаешь, как бы пересказать сказку на сцене так, чтобы она понравилась тебе самому. Как сказал один писатель: «Я сочинил такую сказку, которую хотел, чтобы мне рассказали в детстве».

Я бы очень хотел, чтобы дети, приходя на наши спектакли, увидели сказочных героев такими, какими они их себе представляли, или, может быть, лучше.

Расскажу один случай, произошедший во время показа «Дюймовочки». Идет сцена, в которой главная героиня просит Ласточку взять ее с собой, чтобы спастись от Крота. Он ведь хочет взять Дюймовочку замуж и поселить у себя в темной норе, где никогда не светит солнце. А за Крота Дюймовочка совсем не хочет выходить замуж, ей страшно и горько. И пришло неожиданное спасение - прилетела Ласточка и взяла Дюймовочку с собой!

На переднем ряду сидела очень маленькая девочка. И вдруг она вскочила и замахала руками, то есть полетела вместе с героями! Поверьте, видеть такое - самая настоящая радость!

Также большая радость работать вместе с друзьями. Видите ли, в чем дело - как правило, аплодисменты достаться актерам, на которых смотрит зритель, а огромный труд иногда оказывается забыт, хотя его хорошо видно и слышно. Ведь надо: сшить костюмы, нарисовать декорации, их собрать, смонтировать звук, следить за светом - все это требует больших усилий. Без такой работы сказок бы не было. И поэтому когда работа завершена, спектакль сыгран, возникает огромное чувство благодарности тем, кто «защищает тылы».

- Говоря о православном театре, нельзя не коснуться «вечного» вопроса о совместимости актерского ремесла и православного мировоззрения. Что Вы об этом думаете?

Тот уровень духовного развития, на котором я нахожусь, утверждает, что актерское ремесло с православным мировоззрением совместимо.

В сказке «Дюймовочка» один из ключевых персонажей - колдунья. Она помогает родиться Дюймовочке, создает ее. Я долго ломал голову над тем, как объяснить детям, почему именно колдунья помогла женщине с рождением ребенка, а не, скажем, монахиня. Потом один друг подсказал мне, что именно потому, что помогала колдунья (пусть добрая), и получилась Дюймовочка - маленькая, в дюйм роста, а не полноценный человек. Мысль показалась мне весьма здравой, но рассказать об этом со сцены не хватило сил. Пришлось заменить колдунью на просто добрую женщину.

Мне рассказали историю про одного афонского монаха, который заколотил доской окно кельи. А из окна открывался потрясающий, живописный пейзаж. Вы представляете себе, какой вид может из окна там открываться? Монаху говорят: «Ты чего Божие творение-то заслонил доской? - А он отвечает: Если бы вы знали, какую красоту от радости общения с Богом я имею в душе, то не спрашивали, почему я сделал так, чтобы не смотреть в окно». Понимаете? Если когда-нибудь я смогу дорасти до того, чтобы закрыть доской вид из своего окна - театральную деятельность, - то мой ответ на этот вопрос будет уже иным.

Православный театр Чайка Православный театр Чайка
Православный театр Чайка Православный театр Чайка

- Какие спектакли сейчас у Вас в репертуаре и каковы творческие планы?

- Есть два спектакля для детей - «Дюймовочка» и «Буратино», этого вполне хватает для гастролей. А к Покровскому празднику хотим сделать следующую премьеру. Что это будет за сказка, определимся к лету. Идей очень много, и надо понять, что мы можем сделать сейчас, а на что нам еще не хватит сил. Силы-то тоже разные: внутренние, когда есть желание показать, материальные, когда есть возможность показать. Эти силы постоянно колеблются то в одну, то в другую сторону.

- А как проходит подготовка спектакля - от начала до премьеры и показов детям?

- В голове потихоньку месяца за три-четыре начинает вырисовываться история по мотивам какой-то сказки, причем вырисовывается она совсем не в хронологическом порядке. В «Дюймовочке», например, первой сложилась полностью та сцена, в которой пауки-ткачи шьют Дюймовочке платье. А сцена рождения Дюймовочки родилась за две недели до премьеры.

Часто «дорисовать» что-то помогает какое-то впечатление - услышал музыку из окна, когда гулял по улице, или встретил людей, чьи реакции на какие-то вещи как нельзя лучше подходят под конкретный эпизод в сказке. Пожалуй, это все и можно назвать рождением спектакля. Потом начинается работа над сценарием, но на это тратится совсем немного времени - неделя-другая. Затем мы собираемся, обсуждаем, кто какую роль сыграет, корректируются диалоги персонажей в зависимости от характера актера. Дальше составляется смета, находятся деньги, изготавливаются декорации, шьются костюмы и проводятся репетиции. С момента «рождения» спектакля до премьеры проходит 1,5-2 месяца.

- Изменилось ли за время, прошедшее с момента рождения театра, отношение - Ваше лично и всей труппы - к тому, что вы делаете? Как бы Вы вообще сформулировали цели, которые Вы преследуете?

- Все изменилось и сильно! Правда, я догадываюсь, что изменения еще не завершены, поэтому к чему приду, ответить не берусь. Пока сформулирую так: начали с организации собственного досуга, а закончили самой настоящей и ответственной работой, которая подчас требует сил и умений не меньше, чем основное ремесло.

А цель, которую мы преследуем, - помочь. Причем помощь от этого дела оказывается всем - и зрителям, и актерам. Те ребята и девчата, с которыми мы выступаем, по-разному пришли в наш театр. Посему и помощь получается разноплановая: кто-то помогает детям, кто-то стране, кто-то себе.

- Вспомните самый впечатляющий момент за эти 2 года существования театра.

- После премьеры «Буратино» мне предложили съездить в Новгородскую область и показать спектакль в местном детском доме. Тогда мне это показалось задачей, сравнимой с полетом на Луну. В принципе долететь можно…

Как, располагая абсолютно нулевой материальной базой, отвезти 20 человек и кучу декораций за 300 км от города? А еще ведь там надо что-то кушать. Еще нужно, чтобы 20 человек отпросились с работы, и прочее…

Но Господу было угодно, чтобы местные детишки увидели наше творчество. По-другому сказать не могу, ибо мы уезжали из детского дома в Петербург кортежем из 5 легковых машин и одной грузовой…

В той поездке все нужное появлялось как в сказке - давний друг приехал ко мне с грузовым авто и сказал, что отвезет меня, а актеров доставит его сокурсник. Потом позвонили другие люди и сказали, что есть гуманитарная помощь для детей. На месте нашелся целый дом, в котором мы жили. Ребятишки съехались со всей округи… Все складывалось, как мозаика, и от этого захватывало дух.

- Антон, у Вас как у режиссёра есть мечта?

- Это для меня вопрос исповедальный. Да, мечта у меня есть. Но, знаете, есть определённая разница между мечтой и планами, пусть даже очень долгосрочными. О планах можно говорить долго, иногда нудно, а вот о мечте так просто не скажешь. Хочется, чтобы актерский состав вырос. Чтобы появились знания технических средств - для детей важно визуальное восприятие. Рост мастерства актеров и поиск техники - это планы, а вот то, что можно будет сделать, когда планы реализуются, - это мечта. Я верю, что мою режиссерскую мечту Вам удастся увидеть.

Беседовал Андрей Балканский

Виктория Попова в роли Дюймовочки
Виктория Попова в роли Дюймовочки.
Премьера спектакля состоялась в октябре 2007 года