«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 5, 2008 год

Что значит «православная школа»?

В православной школе. Санкт-Петербург

Учебный год подходит к концу, но, согласно старой поговорке, - сани нужно готовить летом, а школу, в которой будет следующей осенью учиться ваш ребенок, подбирать загодя. Многие родители сделали свой выбор еще ранней весной, но кто-то до сих пор в раздумьях. Если вы не определились с выбором учебного заведения для вашего первоклассника или у вашего ребенка есть серьезные мотивы для перехода в другую школу - приезжайте на Старо-Петергофский проспект в гости к учащимся средней общеобразовательной православной школы имени преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! За шесть лет своего существования школа снискала репутацию неординарного, творческого учебного заведения, где дети учатся не только получать знания, но и любить свое Отечество, гордиться его славной историей и культурой, учатся быть достойными своих великих предков. Сегодня директор этой необычной школы, иеромонах Антипа (Никаноров), - наш гость.

Отец Антипа, скажите, почему Вы - иеромонах, решили заняться организацией общеобразовательной православной школы? Ведь обычно священнослужители редко «выходят за рамки» проведения воскресных школ при храмах?

- Именно с воскресной школы при Санкт-Петербургском подворье Валаамского монастыря все и началось. Сначала это было скорее послушание, чем призвание. Я никогда не был ни профессиональным педагогом, ни, тем более, - директором школы. Если рассказывать по порядку, монастырское служение я начал в 1992 году на Приозерском подворье Валаамского монастыря. Через пять лет меня перевели в Валаамский монастырь, где я в течение двух лет был начальником Никольского скита. К тому моменту я уже был рукоположен в иеромонахи. В 1999 году я поехал в Санкт-Петербург учиться иконописи, но, судя по всему, - это был не мой путь, и игумен решил поручить мне руководство детской воскресной школой при монастырском подворье. Дело это было для меня абсолютно новым, и всему приходилось буквально «учиться вместе с детьми». Тогда же я закончил заочно Московскую Духовную семинарию. Общаясь с родителями учеников воскресной школы, я понял, что существует необходимость в создании общеобразовательной школы, в которой бы дети воспитывались в соответствии с православной традицией.

- Что это значит?

- Это значит, что дети не просто бы приходили в воскресенье на часок «послушать батюшку», а каждый день в стенах своей школы сталкивались бы с несколько иной реальностью, чем та, которую они привыкли видеть в обычных школах. Ведь ни для кого не секрет, что система образования сегодня переживает не самые лучшие времена. Эта беда нашего «больного» общества с размытыми морально-нравственными ориентирами. Хотя - я не могу об этом не сказать - противостоять негативным явлениям, которые сегодня не редкость в школах, возможно, и возможно не только в рамках конфессиональной школы. Для этого нужна, прежде всего, воля директора, его неравнодушие и желание «не плыть по течению».

В 2003 году я посещал курсы для директоров школ в Академии постдипломного педагогического образования - вместе со мной их посещало еще 85 директоров школ Санкт-Петербурга - у нас была возможность общения (особенно на второй части курсов, посвященных молодым директорам). Могу сказать, что директора все очень разные. Есть те, кто буквально душу вкладывает в свое дело, а есть совершенно равнодушные к вопросам воспитания. Вот, например, в рамках тех же курсов несколько лет назад для директоров школ проводили встречу с председателем Комитета по образованию Санкт-Петербурга, тогда - Татьяной Голубевой. Одним из них был задан вопрос, какова официальная позиция Комитета по образованию к курению в школе? Ответ был следующим: поскольку бороться с этим невозможно (!), в большинстве школ используется практика написания родителями следующего заявления: «Я, мама такого-то, разрешаю своему ребенку курить». И далее всю ответственность за курение своего чада несут родители, а школа «умывает руки».

В ответ на это заявление директор, задававший этот вопрос, говорит: «А знаете, в моей школе никто не курит - ни ученики, ни учителя! Поскольку курение в стенах учебного заведения пожароопасно, я договорился с пожарниками о контроле над этим, ввел систему крупных денежных штрафов, и после того как родителям пришлось выложить по несколько тысяч рублей за их курящих сыночков и дочек, - они лучше всяких пожарных стали следить, чтобы в школе дети не курили! То же самое и с учителями». В другой школе, насколько мне известно, ученика исключили из школы за курение, и директору даже удалось выиграть дело в суде! Так что, если захотеть, - можно найти способ борьбы с любым «злом», распространенным в сегодняшней школе, - в этом убеждают примеры неравнодушных директоров и педагогов.

- В Санкт-Петербурге сегодня работают несколько православных учебных заведений, и, насколько мне известно, обучение ребенка в них стоит недешево. Так, к примеру, стоимость обучения в Школе народных искусств Императрицы Александры Феодоровны в 2006-2007 учебном году составляла 6000 рублей в месяц. Обучение в Вашей школе так же дорого и, следовательно, доступно немногим детям?

- Такая высокая плата за обучение обычно в тех школах, которые работают совершенно самостоятельно. Мы же входим в состав государственной школы № 287, и основные наши учителя получают зарплату не из кармана родителей, а из бюджета города. Поэтому на сегодняшний день мы являемся, наверное, самым доступным православным учебным заведением в Санкт-Петербурге. Судите сами - стоимость обучения в нашей школе составляет 1000 рублей в месяц, а дети из многодетных семей, которых у нас половина от общего числа учеников, (сейчас в шести классах школы учится 100 ребят) платят по 500 рублей в месяц. При этом сохраняется бесплатное питание из бюджета города для детей из малоимущих и многодетных семей.

В православной школе. Санкт-Петербург

- Есть ли какие-то особенности у образовательной программы Вашей школы?

- Мы даем базовое образование по всем основным предметам. Кроме этого, начиная с первого класса, один урок в неделю отводится под «православную культуру». В каждом классе своя программа, рассчитанная на год. «Православную культуру» веду частично я, частично - второй преподаватель. На моих уроках с учениками пятого и шестого класса - наших самых старших воспитанников - мы изучаем особенности богослужебного церковного Устава. В этом году мы освятили храм, появилась возможность еженедельно служить Утреню, Вечерню и Литургию, а значит, дети могут быть не просто прихожанами, но и активными помощниками священника - чтецами, уставщиками. Пока у нас не было храма, мы не занимались изучением Устава: на мой взгляд, бессмысленно изучать что-то, не имея возможности «попробовать», как оно работает. Кроме этого, у нас в старших классах есть предмет «церковное пение», который ведет Шумакова Татьяна Владимировна, выпускница кафедры «Древнерусское певческое искусство» Санкт-Петербургской государственной консерватории. Поэтому на службах дети поют традиционным русским знаменным распевом.

- А малышей Вы приобщаете к духовной музыке?

- В меру их возраста. Первоклассники, например, на уроках музыки не только поют традиционные детские песенки, но и изучают крюковую нотацию - систему записи музыкальных звуков, которую использовали в церковном пении России задолго до появления «завезенной» из Европы современной пятилинейной нотации. Кроме этого, у нас с первого класса проводятся уроки фольклора, где дети изучают народные песни, танцы, различные игры, давно «списанные со счетов» педагогических пособий, как якобы устаревшие.

- Первоклашки признались мне по секрету, что самые любимые уроки у них - труд и фольклор. Ну, с фольклором понятно - большинство уроков проходит в спортивном зале, где класс увлеченно играет в «Лягушек и цаплю», «Водяного», «Дрему». А почему так любим труд?

- Уроки труда у нас с первого класса проводятся раздельно - мальчиков учат различным работам по дереву, девочек - вышивке, плетению, ткачеству, росписи по стеклу и ткани, керамике. И проходят занятия не в школе, а в «Китеж-граде» - Этнокультурном Центре дополнительного образования Адмиралтейского района (расположенном в двух шагах от нашей школы), который специализируется на изучении фольклорных традиций в прикладном искусстве не только русского, но и других народов.

А полученные навыки применяем на практике. К примеру, участники кружка вышивания икон уже более тридцати икон вышили - в основном это иконы небесных покровителей ребят. Этими иконами мы украшаем наш храм, и дети очень довольны, что могут молиться перед иконами, сделанными собственными руками.

В православной школе. Санкт-Петербург

- Почему Вы придаете такое большое значение изучению фольклорной традиции? Ведь зачастую ее чуть ли не противопоставляют традиции православной, считая фольклор «пережитком язычества»?

- Я думаю, что отрицательное отношение к народным традициям - плоды безбожных лет нашей страны, когда народ сознательно лишали национальных корней, формируя «мировой пролетариат» - сообщество Иванов, родства не помнящих. Церковь же, наоборот, всегда старалась не разрушать старые традиции, а придавать им новое, более глубокое духовное звучание. Надо сказать, что в отношении к своим фольклорным традициям Россия, как это ни грустно, почему-то не смотрит на Запад. Хотя во многом другом старается Западу подражать. В странах «Старого света» любят и берегут народные песни, танцы, обычаи, связанные с празднованием того или иного святого (например, праздник святого Патрика в Ирландии), у каждого уважающего себя европейца, в гардеробе имеется «полная версия» его национального костюма, который он с удовольствием надевает несколько раз в год. Один знакомый рассказал мне случай, произошедший с ним несколько лет назад. Его - психолога по профессии - вместе с коллегой пригласили на какую-то конференцию в Европу. В приглашении значилась просьба… приехать в своем национальном костюме. Поскольку у русского человека не в обычае шить себе национальный костюм, то поехали в традиционных деловых пиджаках с галстуками. Каково же было их удивление, что из тысячи приглашенных в огромном зале они - единственные - пренебрегли своим национальным костюмом!

Сегодня просто необходимо, чтобы дети могли узнать и полюбить свои традиции. Ведь без знания и любви к своей культуре невозможно с уважением относиться и к культуре и образу мыслей другого.

Некоторые наши преподаватели уже много лет принимают участие в различных фольклорных общественных организациях, таких как «Домострой», они сами шьют костюмы, участвуют в организации праздников, летних лагерей семейного отдыха. Так, например, муж одной из наших преподавательниц Евгений Юрьевич Гуреев - инструктор Общества Русского кулачного боя, уже несколько лет возглавляет православный семейный воинский лагерь «Русская земля», который последние четыре года проходит неподалеку от старинной крепости Изборск. (Подробно о воинском лагере «Русская земля» мы рассказывали в материале «В Изборск - за мужеством» в «ВЖ» № 7 за 2007 г. - Прим. ред.). В этот лагерь ездят и многие ученики нашей школы, некоторые - не один год, вместе с братьями, сестрами, родителями. И наоборот - часто дети, впервые побывавшие в лагере и познакомившиеся там с нашими ребятами, потом приходят к нам учиться.

- Немудрено, ведь учеба в Вашей школе - по отзывам ребят - сплошной праздник, в буквальном смысле! Ведь что празднуют школьники в обычных школах? День знаний, Новый год, 23 февраля и 8 марта. А у вас? Рождество, Пасха, день памяти преподобных Сергия и Германа - небесных покровителей школы, двунадесятые праздники Православной Церкви, День Русского флота, праздники в честь наиболее почитаемых святых - список этот можно продолжать! Расскажите, пожалуйста, как Вы проводите праздники в школе.

- Например, на празднование Дня защитника Отечества к нам приезжал из Самарской епархии отец Феоктист. Он построил у себя в Епархии монастырь, а сейчас занимается строительством «Богатырской слободы» - школы, где занимается с ребятами, говоря языком светским, военно-историческими реконструкциями. Поскольку он сам тренер по кулачному бою, то и занятия у него не только по изготовлению обмундирования и оружия того времени, но и по различным приемам владения этим оружием. Он познакомил наших учащихся с техникой владения мечом - восторг со стороны мальчишек был полный! Они даже дверь в туалете сломали - не со зла, а приемы пытаясь повторить.

В православной школе. Санкт-Петербург

- А «праздничное меню» ученика православной школы отличается как-то от «постного»?

- Да, в посты мы не даем детям мясо. Заменяем его рыбой. Но молочное мы не ограничиваем, все-таки это дети. Зато в праздники, которых в нашем школьном календаре гораздо больше, чем в календаре светском, мы угощаем детей мороженым и любимыми сладостями.

- А родители Ваших учеников принимают участие в школьной жизни?

- Самое непосредственное! Почему-то в светском обществе бытует мнение, что православные родители - это такие дремучие маргиналы, необразованные или, наоборот, образованные, но оставившие «мирские науки», чтобы для смирения подсвечники в храмах чистить. Наши родители - совершенно не такие.

Например, ремонт в школе делать помогали, в числе прочих, два кандидата наук. Мне, помню, было очень неловко делать им замечание, когда они неосторожно какой-то шкаф волокли по коридору - все-таки научная интеллигенция! Есть среди наших родителей врачи, журналисты, священнослужители, книгоиздатели, даже художники и композиторы. И большинство не остается сторонними наблюдателями. Например, один из наших пап - бас-гитарист группы «Сплин» - записал на своей аппаратуре профессиональный музыкальный диск с песнопениями нашего хора, а другой папа (тоже, кстати, кандидат наук) - инструктор по рукопашному бою - ведет для мальчишек раз в неделю в вечернее время в спортзале школы кружок основ русского кулачного боя. А еще родители участвуют в наших паломнических поездках, которые устраиваются достаточно часто. Обычно во время летних каникул мы ездим в многодневные поездки на Валаам, а в течение учебного года - на один или два выходных по святыням, расположенным недалеко от Санкт-Петербурга. Так, первоклашки в этом году посетили вместе с родителями Рождество-Богородичный монастырь на острове Коневец на Ладожском озере, побывали в Введено-Оятском монастыре и познакомились со святынями города Кронштадта.

Мы работаем всего шесть лет, начав с единственного первого класса, - это значит, что выпуска у нас пока еще не было. Но я надеюсь, что с помощью Божией и помощью многих и многих неравнодушных людей у нашей школы обязательно будут выпускники, которыми сможет гордиться наш город.

В православной школе. Санкт-Петербург

Беседовала Светлана Звягинцева