«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 5, 2008 год

Искусство побеждать

Дучио ди Бунинсенья. Упование Израиля. XIII век. Флоренция
Дучио ди Бунинсенья.
Упование Израиля.
XIII век. Флоренция

В Нагорной проповеди почти дословно цитируется стих из 36-го псалма, который даёт нам верный ключ к пониманию этих слов Спасителя. Оглянувшись вокруг, псалмопевец видит, как процветают нечестивые, а праведники терпят притеснения. Но трезвое размышление над жизнью убеждает его, что у дурных людей нет будущего, благоденствие нечестивых иллюзорно. Завидовать и бороться с ними - это всё равно, что торопить траву, которая и сама увянет вскоре. Недаром Тертуллиан назвал этот псалом «зеркалом Божественного провидения». Псалмопевец уверяет, что главное - довериться Богу, остальное дано будет в своё время, во время благоприятное. Но кто же эти «кроткие», которым будет дано в изобилии насладиться миром?

Важно представить себе, что в этот момент в устах Спасителя звучит арамейское слово «анавим» (буквально «согбенные», «смиренные»). Переводя это слово на наш современный язык, хочется сказать «неудачники». Кроткий не будет настаивать на своём; он скорее подчинится обстоятельствам жизни, чем станет навязывать другим свою волю. Разве при разделе земли таким «тихоням» достаётся хоть что-нибудь, если они и постоять-то за себя по-настоящему вроде бы и не умеют?

Но тем не менее кротость не имеет ничего общего с пассивностью, слабоволием или страхом. Она скорее состоит в самообладании, умении не поддаваться кипению своих страстей при виде зла, способности укрощать свой гнев. Кротость - это сила, которая способна перебороть натиск душевных переживаний в тех ситуациях, когда человека обычно переполняет чувство протеста и жажда мщения. В конце концов, кроткий - это праведник, который, видя торжество нечестивых, не завидует и не гневается, но с полным доверием вручает себя Богу.

Это блаженство связано с искусством побеждать зло добром. И всем, кто живёт и действует по законам этого искусства, Спаситель даёт неслыханное обетование: «… они наследуют землю». Недаром оно употреблялось как царский титул не только благочестивых земных правителей, но и Божия Помазанника, Мессии.

КРОТОСТЬ ХРИСТА

Евангелисты подчеркивают, что Иисус Христос проповедует как власть имеющий. Но Его власть является полной противоположностью авторитету тех, кто упивается своей праведностью, познаниями, богатством, властью. Это книжники и фарисеи, которые «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23, 4). Всех, кто «труждается» и всех, кто склоняется под тяжестью ига Закона, Христос зовёт в свою «школу».

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28-30).

В Его школе жизни кротость является одним из проявлений милосердной любви, через которую Святой Дух изливает в сердце человека любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Он требователен, но никого не унизит! Его кротость не имеет ничего общего с ложной кротостью, пугливостью или пассивным отношением к жизни. Подлинная кротость происходит от крепкой любви к Богу и ближнему.

Блаженны для Бога те, кто не гневается на других, кто не пытается во что бы то ни стало отомстить врагам, кто не стремится к господству над другими, кто не судит брата. Блажен, кто не привязывается к своим суждениям, но ищет правды Божией. Христиане не из тех, кто навязывают свои религиозные убеждения кнутом и гордыней. В один из самых тяжёлых моментов своего служения апостол Павел как школьный учитель приходит к коринфянам с длинной «указкой». Но увещевать их станет иными средствами: «любовью и духом кротости» (1 Кор. 4, 21).

Легко ли научиться поступать именно так? Бог освящает верующих и подаёт силу Своей любви: «Итак облекитесь, - увещевает апостол Павел, - как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 12-14).

КРОТОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ

Слова апостола Павла убеждают в том, что подлинная кротость это благодатный дар Святого Духа. Конечно, это добродетель, но её невозможно стяжать только силой своего характера. Древние греки высоко ценили кротость именно за то, что даже простые смертные через неё могут уподобиться бессмертным. Конечно, в дохристианской философии и речи не могло быть о том, что эта добродетель даруется человеку Богом. Но апостол Павел упоминает её среди даров Воскресшего Христа. Кротость - это плод искупительной жертвы Христа, Дух Христов пробуждает в человеке лучшие способности души.

Лишь редким выдающимся личностям удаётся собственными силами стяжать подлинную добродетель. Но христианство проповедует воссоздание всего человечества, апостолы не стремились сформировать новую элиту мудрых или святых подвижников, дары Духа открыты всем без исключения (1 Тим. 2, 4). И добродетель кротости не является исключением.

КРОТОСТЬ И СИЛА

Новый завет связывает кротость с самообладанием, как об этом было сказано выше. Ее как добродетель воздержания всячески превозносили греческие философы, высоко ценившие способность достойного человека господствовать над своими страстями. В этой перспективе кротость противоположна трусости, застенчивости или малодушию. Для христиан это один из даров Духа Святого, одно из проявлений Силы Божией, которая действует в человеке, освобождая его от рабства греху. Эта сила по своей природе полностью противоположна тем проявлениям авторитета или власти, которые утверждают себя, уничижая других. Как и сила Христа, она совершается «в немощи». Она не нуждается в таких внешних средствах, как красноречие или благородство осанки.

КРОТОСТЬ И ВЕРА

Верующий, отказавшись от любых проявлений насилия, тем не менее способен устоять под натиском врагов. Его кротость - это не пораженчество и не фатализм, с которыми иногда по ошибке её отождествляют. В библейской традиции кроткие - это «боящиеся Бога», которые всецело полагаются на Его силу и наперекор всему остаются уверенными в Его спасении. В упомянутом Псалме царь Давид утверждает: «От Господа спасение праведникам, Он - защита их во время скорби; и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают» (36, 39-40).

Упование и уверенность происходят от веры. Это сопряжено с большим риском, поскольку спасение еще не явило себя. Уметь отказаться от оружия, к которому мы обычно прибегаем для самозащиты, пребывать в уверенности, что невидимо Бог защищает своих избранников, - всё это требует чего-то большего, чем поверхностное или небескорыстное религиозное чувством.

Иные колесницами,

иные конями,

а мы именем Господа Бога нашего,

Им мы торжествуем (Пс. 19, 8).

ИСКУССТВО ПОБЕЖДАТЬ

Для апостола Матфея евангельская проповедь - это не столько красивые слова, обращенные к слушателям, сколько действенный урок, который Христос преподносит самой Своей жизнью и личностью. Самые великолепные слова не заменят собой даже самое смиренное действие. Так, Спаситель приходит на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна. В ответ на свои недоумения Креститель слышит обезоруживающие слова: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15).

Разве быть «праведным» не означает творить волю Божию? Именно таким праведником Христос остаётся до конца, неожиданным подтверждением тому звучат слова Иуды (Мф. 27, 4), Понтия Пилата и его жены (Мф. 27, 19-24). Спаситель являет нам образ того, как творить волю Отца, как «исполнить всю правду», которая открывает человеку путь в Царство Божие.

Смирение бывает разным. Христианская кротость не имеет ничего общего со смиренностью типа «тише воды, ниже травы». На ум скорее уж приходит библейский образ тростника, который растёт вопреки всему, склоняясь под порывами ветра: кроткий умеет переносить всё со смиренным терпением.

Именно таким приготовлено подлинное «наследство». Их ждёт удел в Земле обетованной, горизонты которой расширяются до просторов Небесного Царствия.

Иерей Димитрий Сизоненко