«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 5, 2008 год

Пасхальная тайна Иисуса

В то время был человек среди фарисеев, имя ему Никодим, иудейский старейшина. 2 Вот он пришел к Иисусу ночью и сказал:

- Равви, знаем мы, что от Бога пришел Ты учителем. Ведь никому не совершить тех знамений, что совершаешь Ты, если Бог не с ним».

3 Ответил Иисус, сказав ему так: «Аминь, аминь, говорю Я тебе: кто сверх* не родится, не увидит тот Божьего Царства».

4 Спрашивает Никодим: «Как это можно человеку родиться, если он стар? Нельзя же ему в материнское чрево снова войти и родиться».

5 Ответил Иисус: «Аминь, аминь, говорю Я тебе: кто не родится от воды и Духа, тому не войти в Царство Божие. 6 От плоти рожденное - плоть, а от Духа рожденное - Дух. 7 Не удивляйся, что сказал Я тебе: «Нужно сверх вам родиться. 8 «Дух** дышит где хочет. Голос слышишь его и не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так и со всяким рожденным от Духа».

9 И спросил Никодим: «Как это может быть?»

10 В ответ сказал ему Иисус: «Ты учитель Израиля, и этого не знаешь? 11 Аминь, аминь, говорю Я тебе: что знаем, о том говорим, что видели, о том свидетельствуем, но свидетельства нашего не принимаете. 12 О земном вам сказал, и не верите. Поверите ли, если скажу вам о небесном? 13 Но никто не взошел на небо, кроме Того, Кто с неба сошел, - Сына Человеческого, пребывающего на небе. 14 И как Моисей вознес змея в пустыне, так должен вознесен быть Сын Человеческий, 15 чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел в Нем жизнь вечную».

Ин. 3, 1-15

Перевод Славянского Библейского фонда


* Греческое слово значит и «сверху», и «снова».

** Греческое слово значит и «дух», и «ветер»


Евангелие от Иоанна отличает от предшествующих ему ряд характерных черт. На одну из них указывает его специфическое использование за богослужением: за малым исключением литургические зачала пасхального круга взяты из него. Значит, содержание этого Евангелия в высшей степени выражает пасхальную тайну Иисуса. Каким образом и что именно оно открывает нам?

КАКИМ ОБРАЗОМ?

Выражением замыслов Иоанна служат, в частности, план его труда и особый образ подачи служения Иисуса. И то и другое у Иоанна абсолютно уникальны и не имеют для себя аналогов у прочих Евангелистов.

Введение в Евангелие (1, 1-18) сразу же раскрывает нам лейтмотив служения Иисуса: через Него, как Слово Божие, человек обретает спасительное откровение. Дальнейшее построение повествования следует этой идее: деяния Иисуса представляются в виде ряда откровений (знамений), призванных явить Его славу как Сына Божия, присущей Ему изначально, вне всякой связи с Воскресением!

Поэтому встречу Никодима с Иисусом следует рассматривать на фоне событий первых 4-х глав Евангелия. Их содержание образует описание первого этапа деятельности Иисуса, в котором явлены все основополагающие свидетельства о Нем и Его откровения о Себе. Зная их, читатель начинает понимать последующее развитие событий и идей в этом Евангелии, а прозвучавшее в беседе с Никодимом воспринимает не изолированно, а как еще одно, такое же уникальное, как и обрамляющие его, иное откровение Иисуса о Своей Личности.

ЧТО ИМЕННО?

Свое повествование Иоанн начинает с ряда свидетельств об Иисусе: это христологический «парад титулов» (12!) 1-й главы. Вместе взятые, они обозначают Того, Кто всегда превыше всего, что мы можем сказать о Нем. Что же открывает о Себе Сам Иисус?

НЕБО НА ЗЕМЛЕ И ЗЕМЛЯ НА НЕБЕ

На их фоне весьма примечательным выглядит первое откровение Иисуса о Себе: (1, 51): в Нем навечно соединяются Бог и человек, а лествица Иакова - лишь символ этого соединения. По духу образа, Сын Человеческий принадлежит и земле, и небу (3, 13). Он нисходит в мир, чтобы принести жизнь (6, 27, 53), и вновь восходит к небесной славе (6, 62), на пути к которой - Крест (3, 14; 8, 28).

НОВЫЙ СОЮЗ

Второе откровение Иисуса явило себя в знамении претворения воды в вино на браке в Кане. Учитывая символизм IV-го Евангелия, верное истолкование отрывка зависит от поиска его сокровенного смысла. Так, радость брака призывает к установлению нового союза (ср. Мк. 2, 19 и пар.; Ин. 3, 29-30; Откр. 19, 9). Вино символизирует пасхальный ужин, извещающий о мессианской радости. Таким образом Иисус, предвосхищая час Своего прославления (13, 1; 17, 1), на скромный призыв Своей Матери дает знак спасения, которое Он приносит миру верующих. Но этот знак сможет быть полностью понятым лишь в свете «третьего дня» (2, 1), когда наступит Воскресение.

ХРАМ РАЗРУШЕННЫЙ И ВОЗДВИГНУТЫЙ

Очищение храма (2, 13-25) с особой силой выделяет мотив Божественной жертвы в служении Иисуса (2, 19, ср. с 2, 1). В сцене брака косвенно было показано, что время еврейских омовений уже минуло, так как Иисус заменил их вином Нового Завета. Здесь же провозглашается, что время жертвоприношения животных также пришло к концу (2, 14-15). Изгнав их из храма, Иисус тем самым явил Себя как единую и истинную Жертву, прообразом Которой были эти животные.

Наконец, в ответ на эсхатологическое ожидание Иисус представляет Себя Самого как основу для поклонения (ср. 2, 19 с 1, 51 и 4, 23). Он - окончательное исполнение всех обетований, связанных с храмом; Его Тело, лишенное жизни и восставшее из мертвых, само станет новым истинным Храмом.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗНАМЕНИЕ

Первое событие после Введения в Евангелие - посланничество Иоанном Крестителем своих учеников к Иисусу: оно выявляет новизну Завета, принесенного Агнцем Божиим. Тема веры при этом является доминирующей, как на то указывают последующие беседы Иисуса с Никодимом и Самарянкой, в которых новое откровение раскрывается, наконец, в масштабах мира (4, 42).

В беседе с Никодимом после откровения о Духе Святом как основе духовного возрождения (стт. 3-8) следует новое откровение на вопрос: «Как» возможен этот мистический акт - любовь Бога действует в мире, отдавая Сына как знамение спасения, к Которому следует обратиться с верой (стт. 11-15).

Путь, который проходит вера - от беспомощного Никодима через осознающую, с Кем говорит, самарянку, к понимающему, что ему надо и что Иисус может это ему дать, офицеру-язычнику в Капернауме, - позволяет Иоанну выразить сущность знамения, основной составляющей служения Иисуса.

Исцеление смертельно больного на расстоянии раскрывает власть и силу Иисуса пробуждать «жизнь» (4, 50, 51, 53). Дальнейшие знамения - исцеление слепорожденного (гл. 9: Иисус - свет миру) и воскрешение Лазаря (гл. 11: Иисус - воскресение и жизнь) - довершат эту тему. Воплощенный Логос именно в «телесности» Своего земного явления открывает Свое сокрытое божественное существо и Свою значимость для людей. Его «дела» становятся неоспоримыми свидетельствами, которым невозможно отказать в вере и доверии (5, 36; 10, 25, 38; 14, 11; 15, 24).

Совершая слияние двух перспектив - божественное и человеческой - с тем, чтобы «Христос во славе» светился сквозь черты «Иисуса из Назарета», Иоанн объединил исторические масштабы своего благовестия (обращенные к прошлому) с христианской действительностью, в которой Евангелие было возвещено. Прославленный Христос у Иоанна действует уже в настоящее время.

Протоиерей Георгий Шмид