«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 5, 2008 год

Аксиос!

Что нужно, чтобы хватало времени на молитву

На вопрос "ВЖ" отвечают новорукоположенные клирики Санкт-Петербургской епархии


Иеромонах Авель (Чепурнов)Иеромонах Авель (Чепурнов)

Этот вопрос мне кажется странным - ведь молитва должна постоянно сопутствовать верующему человеку, должна быть переплетена с его жизнью, и все должно происходить как-то естественно, поскольку каждый шаг делается с благословения Божия. Поэтому, по меньшей мере, странно, когда возникает такая проблема… Может быть, это касается какого-то определенного правила, которое благословляется, - это другое дело, когда вычитывается определенное количество акафистов и канонов, молитв. Тогда надо пересмотреть свой день, запланировать это как первоочередное дело. Но ведь под молитвой мы понимаем не только молитвы такого рода. Можно же молиться своими словами «на всякое время», на всякое мгновение… Надо просто верующим человеком быть - тогда и будет времени хватать.

Диакон Борис ЕршовДиакон Борис Ершов

В связи с тем, что сейчас я прохожу практику, не оставляя работы технического редактора в издательстве «Сатисъ», для меня Ваш вопрос очень актуален. Я нашел, читая святоотеческую литературу, следующее решение. В обычное время выделяю для молитвы, в зависимости от обстоятельств, 5, 10 или 15 минут. Затем, немного настроив себя, начинаю очень медленно произносить слова молитвы, стараясь максимально сосредоточиться на смысле каждого слова, фразы, внимательно ожидая, чтобы какой-то момент молитвословия особенно тронул. Если это произойдет, то останавливаюсь на этом моменте как можно дольше. Таким образом за короткое время с Божией помощью приобретается молитвенное настроение.

Диакон Иосиф ПилиевДиакон Иосиф Пилиев

На этот вопрос можно ответить словами апостола Павла - «непрестанно молитесь». Непрестанная молитва - это непрестанное общение с Богом. Само это общение и помогает нам найти время на молитву. Под молитвой мы понимаем не просто вычитывание определенного количества канонов и акафистов. Помолиться можно даже кратко - перекреститься и сказать: «Боже, очисти мя грешнаго», но сказать так, что такая молитва перевесит все эти каноны. Каноны тоже нужны, но все должно идти от чистого сердца.

Душа в молитве должна стремиться к Богу как к источнику своего бытия.

Иерей Константин СинельщиковИерей Константин Синельщиков

Главное, чтобы во всём была любовь. И тогда любящее сердце само найдёт время для молитвенных воздыханий. Господь призывает: «Пребудьте в любви Моей». По слову святителя Игнатия Брянчанинова, это значит «непрестанно памятовать о Нем, непрестанно пребывать в единении с Ним по духу». Постоянное повторение краткой молитвы не всегда есть память Божия: вне искреннего искания Бога всей жизнью оно будет бесплодным покушением на невозможное. И наоборот: при формальной недостаточности произнесения краткой молитвы из-за шума и суеты жизни, но при взыскании Бога, как бы молчащим умом, - память Божия будет пребывать в любящем сердце.

Молитва веры - вот результат любящего сердца, а не механическое вычитывание молитвенного правила в определенное время.

Диакон Роман ПрыгунковДиакон Роман Прыгунков

На мой взгляд, для этого, прежде всего, необходимо расставить приоритеты. Что у человека стоит на первом месте - молитва или же суета повседневных дел? Если молитву оставлять напоследок, то, как показывает практика, времени для нее будет оставаться очень мало, а то и вовсе такового не будет. При таком положении вещей, молитва превращается в некое скоростное начитывание текста, и говорить здесь об «умном делании» уже не приходится. Поэтому, чтобы такого не происходило, нужно чаще вспоминать, что молитва - это не рутина, а беседа с Богом и должна занимать соответствующее место в жизни христианина.

Вопрос задавала Ольга Сергеева
Фото: Юрий Костыгов