«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 4, 2008 год

«Приход» и «община»

ФОТО: СТАНИСЛАВ МАРЧЕНКО

В наши храмы приходит множество людей, имеющих самые разные профессии, принадлежащие к различным социальным слоям, представляющие весь возрастной и образовательный срез общества. Именно они, а не только иерархия, составляют Церковь. Но действительно ли они - члены единого Тела Христова не на мистическом, но и на общинном уровне? Ведь не секрет, что подходящий к Чаше зачастую не знает не только того, чем живут его собратья, причащающиеся вместе с ним, но даже их имен. Чем же отличается община от прихода? Как соотносится общее и частное в нашей совместной христианской жизни? На этот вопрос отвечают прихожане храмов Санкт-Петербурга.

Анна ВерткинаАнна Верткина

Русский язык очень интересен: когда мы произносим какое-то слово, автоматически всплывает нечто противоположное. Когда мы говорим «приход», то это, несомненно, радостно: человек приходит в Церковь, и это - самый большой праздник в жизни. Но одновременно с этим возникает и грустное слово «уход». То есть человек пришел, но наступит момент, когда он уйдет, уйдет в другую жизнь. «Община» же - это понятие, которое несет полную радости смысловую нагрузку. Для меня оно обозначает ту реальность, когда люди по своей воле, - а Господь ценит и бережет нашу волю, - решают жить вместе с Ним и друг с другом. Для христиан жизнь - это путь в вечность, но и этот достаточно долгий отрезок земного пути мы должны прожить вместе, в слышании друг друга, в общем делании. У меня есть семья, супруг, дети, и я замечаю, как общинный опыт обогащает нашу семейную жизнь. Община представляет собой путь научения любви; ведь каждый христианин скажет, что он готов любить абстрактного ближнего, но любить конкретного человека из своей общины - это иногда тяжкий, но радостный труд.

Людмила ГаленкоЛюдмила Галенко

Приход - это случайно собранные вместе люди по причине того, что они именно в это воскресенье пришли именно в этот храм: может быть, они просто живут неподалеку. В общине же люди обязательно прилагают определенные усилия к тому, чтобы быть вместе и действительно являть собой какую-то общность. Мне кажется, вопрос о необходимости общинной жизни витает в воздухе; по крайней мере, в православных приходах за рубежом он остро стоял всю вторую половину XX века и продолжает оставаться таковым до сих пор. Это свидетельство того, что люди действительно хотят «христианство - в жизнь», хотят жить им, а не просто читать книжки и быстро забывать написанное в них. Однако вопрос о христианской общинности, волнующий многих, может решаться по-разному. Например, есть общины, которые встречаются вместе, куда-то выезжают, так или иначе совместно ведут христианскую жизнь, помогают друг другу. Но община - это не просто хороший, веселый приход, где люди друг друга знают, здороваются друг с другом, но нечто намного большее.

Елена СавиноваЕлена Савинова

«Община» - это слово, которое для меня звучит практически как «большая семья». Здесь я вижу свои родные лица, и это для меня огромная радость - то, с чем я в миру иногда не встречаю. Если что-то происходит в жизни одного из членов общины - радостное или печальное, - эта новость сразу облетает всех остальных посредством SMS-сообщений. Тем самым все могут помолиться о тех или иных житейских обстоятельствах. Как и в большой семье, если кому-то плохо, то найдется один или несколько человек, которые сразу отзовутся на боль. Конечно, не все, но самые близкие. Поэтому постепенно возникает своего рода большая семья, люди становятся почти родными друг другу. Мы все равны, и у нас есть возможность послужить друг другу. И со временем появляется глубинное осознание того, что это нам нужно и без этого мы уже не можем.

Ирина ВорончихинаИрина Ворончихина

Мне кажется, жизнь в церковной общине возвращает нас к правильному восприятию самого главного Таинства - Евхаристии. Литургические молитвы Церкви возносятся от лица всех, от лица народа Божия, но этого «мы» и «нас» почти нет в обычной приходской жизни. С другой стороны, община не есть коммуна. Община - это преодоление разделенности, введение единства в повседневную жизнь, общение, несмотря на различия в социальном статусе, возрасте, интересах. Также очень важно переживание значимого события в жизни каждого отдельного члена общины «соборно» как события всей Церкви. Хотелось бы, чтобы приходы вырастали до уровня общин, чтобы верующие не по стечению обстоятельств и месту жительства были бы вынуждены стоять рядом на службе друг с другом (оставаясь чужими друг другу на Вечере Любви!), а, ощущая себя частью целого, в единомыслии исповедовать Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.

Александр БуровАлександр Буров

Во-первых, община подразумевает ответственность. В приходе - во всяком случае, в современном реальном приходе - прихожанин, если говорить начистоту, ни за что не отвечает. А в общине ее член ответственно разделяет вместе с братьями и сестрами по вере усилия, направленные на построение их совместной жизни. Во-вторых, община предполагает личные отношения, и в ней невозможна ситуация, печально известная нам по многим нашим приходам, когда можно всю жизнь рядом стоять с человеком на службе и не знать, как его зовут. В-третьих, - пусть это звучит и парадоксально - возникает большая церковность, поскольку в общинах любые общецерковные начинания получают большую неформальную поддержку. И, наконец, еще один важный момент: в общине преодолевается та дистанция, которая существует между «клиром» и «миром». Конечно, это не означает панибратских отношений, ведь согласно словам апостола Павла «кому честь, честь» - то есть она подобает старшему, священнику, но одновременно нет взаимной изоляции, когда все живут сами по себе.

Филипп ДавыдовФилипп Давыдов

Приход, как мне кажется, это общность людей, ходящих на богослужения в определенный храм. Хорошим приходом можно было бы назвать тот, где люди близко друг друга знают и принимают активное участие в каких-то совместных мероприятиях, то есть общаются не только во время богослужений. В то же самое время можно сказать, что церковный приход остается открытой общественной системой, где каждый приходящий по статусу оказывается как бы на равных с прочими, вне зависимости от его «приходского стажа», здесь «новичков» обычно встречают с открытым сердцем.

Община же предполагает более тесный контакт своих членов, причем при такой более строгой организации логично предположить некую иерархическую или административную структуру и меньшую открытость. Приходящего впервые в храм, где есть сильная община, по моему впечатлению, встречают обычно с большой осторожностью. Это связано с тем, что при более тесной связи между людьми общий климат отношений очень сильно зависит от способности членов общины «уживаться» друг с другом.

Ирина ЛевинаИрина Левина

Как я понимаю, в ранней церкви не существовало такого понятия - приход. Любая церковь была общиной и именно так себя и ощущала. Сейчас же приход может быть, а может и не быть общиной, или в одном приходе могут существовать несколько общин.

И слова указывают на основную разницу этих понятий: приходить и иметь общность. Приход - люди, которые посещают одну церковь более или менее регулярно, они могут не знать друг друга за пределами храма и не быть никак связанными. Хотя, конечно, это звучит странно, потому что все со всеми связаны через Христа, просто в масштабах прихода это не так чувствуется.

Мне кажется, что община - это сообщество людей, для которых очевидно, что их единство, близость, любовь - созидаются и хранятся Самим Христом. Он их каким-то неуловимым образом собрал вместе и соединил. То есть каждый связан в первую очередь с Богом, во вторую - с членами общины ради Бога. И в этом случае близость территориальная, частота встреч, нахождение в одном или разных приходах становится вторичным, потому что существует общность, невидимые связи, единство. Причем община - это вовсе не собрание приятных людей, и в ней могут возникать конфликты и ссоры. На мой взгляд, неверный путь, когда община складывается исключительно вокруг какого-то одного дела, идеи или человека. Единственно, вокруг кого может создаваться христианская община, - это Христос.