«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 4, 2008 год

Что пришел еси ко мне, брате…


В Ленинградской области есть небольшое село Надкопанье, которое вот уже восьмой год притягивает к себе самых разных людей из большого города Санкт-Петербурга в чем тут секрет?

Места наши славятся тихой северной красотой и благостным покоем, которые покоряют каждого, однажды приехавшего сюда и потерявшего на некоторое время все городские суетливые звуки машин, грохот строительной техники, стремительный разгон метро, перестрелку глупых рекламных постеров на улице. Здесь ты вдруг начинаешь себя ощущать в совершенно ином мире и незаметно для себя влюбляешься в это место и ищешь повода, чтобы приехать сюда еще раз.

Все здесь покойно, гармонично. Величественный белый храм во имя Рождества Христова в деревне Надкопанье главенствует над округой, и кажется, будто он плывет в небе, словно корабль спасения. Звук колокола отзывается теплой волной в сердце, и душа радуется, трепещет от всей этой красоты и умиротворенности.

И сейчас кажется, что так было всегда и так будет всегда. Но в 1990-х годах все начиналось не так уж просто. Полуразрушенный храм стоял без окон и дверей, окруженный стаями вечно кричащих галок и ворон, всеми покинутый, но терпеливо и смиренно ждущий своего времени… в 1996 году небольшая группа людей организовала приход, а вместе с ними пришла жизнь и в Божий храм.

С этого момента началась моя жизнь в лоне нашей Православной Церкви, первые познания церковнославянского языка, трепетные вечерние службы в холодном полутемном храме, радость Божественной литургии и того, что ты принимаешь во всем этом участие, читаешь, подаешь кадило. Эти трепет и благоговение остаются уже на всю жизнь.

Благословение отца Николая Гурьянова окончательно утвердило меня в мысли о монашестве и священстве, что и случилось в 2000 году (и все это за один год). Незабываемый сорокоуст в академическом храме - и вот снова в родном приходе, а впереди невероятно огромная гора дел, которых, кажется, не переделать никогда. Начались трудовые, но радостные будни.

Как-то Господь управил, в 2000 году приехала группа ребят из воскресной школы храма Илии Пророка, что на Пороховых. Казалось, не знаешь, что с ними делать, но как-то все сладилось, всем нашлось дело и, несмотря на не очень простые бытовые условия, расставались уже лучшими друзьями с надеждой на встречу в будущем году, что и происходит каждое лето. Ребята приезжают уже не только летом, но и в другое образовавшееся у них свободное время. Все работают в коровнике, хозяйственные работы на подворье выполняют с усердием. Благодаря им открыто много могильных плит и памятников около храма, все это делается с настоящим археологическим интересом.

В свободное от послушаний время посещаем окружающие нас святые места, что само по себе является гармоничным дополнением к их жизни на подворье, а не коммерциализированным православным туризмом. Отрадно заметить, что в городских нерасторопных неумехах в совместном общении начинают рождаться хозяйственные струнки, появляется чувство ответственности. Сейчас мне с ними легко, просто, и в душе радость, что знаешь, какие они, что есть еще замечательное поколение, которое нужно поддержать и, главное, искренне полюбить.

Много можно рассказать о трудниках, которые появляются у нас на подворье. Ведь кто за чем приходит. Были времена, когда множество людей, вышедших из мест лишения свободы, ринулось по монастырям и приходам, причем знали, где какой настоятель, как кормят и как заставляют работать. У нас тоже таковые побывали, и удивляюсь до сих пор, как среди таких верзил в наколках до самого носа смог управляться. Но зато получил хорошую жизненную школу, они мне и дом спалили, но все управилось лучшим образом, с Божией помощью мы имеем теперь достаточно крепкое подворье. Были и такие, что, приехав на один день, оставались на несколько лет. Один поступил в семинарию, другой женился, всем приходом свадьбу отмечали, и трудится в коровнике, старается, любит свою работу.

Как-то читая архивные материалы, узнал для себя: ранее было Пашское благочиние, в котором было двенадцать храмов и около сорока часовен, сразу стало понятно, почему построен такой большой храм в деревне, - он был соборный.

В настоящее время восстанавливаем три храма: Рождества Христова, что в деревне Надкопанье, Никольский храм бывшего Николо-Стороженского монастыря в деревне Сторожно и храм Воздвижения Креста Господня в деревне Часовенское, имеется приписной деревянный храм во имя иконы Тихвинской Божией Матери в деревне Балдино и домовой храм преподобного Александра Свирского в селе Паша.

Конечно, трудности испытываем и финансовые, и в рабочей силе, но уверены - Господь поддерживает, нужно только нам положить начало. Сердце наполняется радостью, когда видишь, как на родной стороне возрождается Православие и недавние руины оживают, восстают вместе с людьми. Может, и не так стремительно, как бы хотелось, но зато прочно.

Городским жителям, вероятно, не хватает тепла и открытости, и они с радостью приезжают в простой деревенский храм, где тебе всегда рады, всегда посочувствуют и поучаствуют в твоей дальнейшей судьбе, а местное население нужно любить и терпеть от него все «приношения и поношения». Изменения чувствуются за прошедшее время, люди меняются, начинают уважительно относиться к Православию, понимать свою греховность, значит, что-то начинает прорастать в их душе. И наш бывший «медвежий угол» изменяется и расцветает помаленьку.

Хочется продолжения общения с приходами городскими: все-таки польза от такого общения для всех без исключения есть. Кто захочет приехать, милости просим!

Иеромонах Антоний (Кузнецов)
Фото из архива автора

«Много людей приезжает в Надкопанье. Кто-то за советом, кто-то, растеряв все, облегчить свое тяжелое духовное состояние, а иные потрудиться во славу Божию. Люди, которые никогда бы не встретились в городе, работают и живут здесь вместе, находят общий язык, делятся жизненным опытом. И для каждого у батюшки есть своевременное, немножко резкое, но при этом совершенно не обидное замечание. И совет, как говорится, «не в бровь, а в глаз», который всегда заставит призадуматься».

Павел Киклевич, давний трудник прихода в Надкопанье

Приход в селе Надкопанье Приход в селе Надкопанье
Приход в селе Надкопанье Приход в селе Надкопанье
Приход в селе Надкопанье
Приход в селе Надкопанье Приход в селе Надкопанье