«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 4, 2008 год

Монастырь в деревне «Здравствуйте»

Покрово-Тервенический женский монастырь

Автор: Татьяна Кириллина Фото: Станислав Марченко

Есть в нашей области, в Лодейнопольском районе, монастырь с необычной историей. Это Покрово-Тервенический женский монастырь. В нашей стране за последние годы возрождено немало обителей, но обитель в Тервеничах - одна из немногих созданных там, где никогда до этого монастыря не было. Милостью Божией и заступничеством Богоматери за семнадцать лет из заброшенного, поруганного при советской власти храма выросла обитель, известная на всю страну.

ОБРЕТЕННЫЙ ХРАМ

Тервеничи - поселение древнее, старше Москвы. На этих землях издавна жили вепсы - небольшая народность финно-угорской группы. Потом пришли славяне. У вепсов со славянами всегда, даже в суровые средневековые времена, отношения были добрососедские. Да и делить-то особо было нечего: земли вокруг много, а вера после принятия вепсами Православия была одна. В округе немало деревень с вепсскими названиями, а в названии «Тервеничи» отразилось жительство бок о бок вепсов и славян: «терве» по-вепсски (как, впрочем, и по-фински) «здравствуйте», а «ничи» - славянское окончание.

В близлежащих деревнях были только часовни, а в Тервеничах всегда была церковь, а то и несколько: местность холмистая, на каждом холме - по храму. Но храмы были деревянные, часто горели.

В 1861 году на средства местных жителей был построен большой кирпичный храм Успения Божией Матери. Храм был богатый, со стенными росписями, но в 1935 году, как и многие другие в стране, был закрыт: в церкви устроили клуб, потом склад зерна, затем склад удобрений. К началу 1990 - х от храма остались только стены.

Возрождение церковной жизни в деревне началось довольно далеко от Тервеничей - в Санкт-Петербурге. Так сложилось, что в общине храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на проспекте Стачек оказались несколько женщин, готовых принять монашество. Настоятель храма отец Лукиан (Куценко) вместе с прихожанами стал искать место для будущей обители.

В мае 1991 года батюшка и его спутники во время своих поисков остановились в Тервеничах на ночлег, а наутро огляделись вокруг и поняли: вот оно, это место. Храм был практически разрушен, но стоял в живописном месте - на холме на берегу озера. Батюшка и прихожане начали восстанавливать храм своими силами. «Я помню, храм был завален мусором выше человеческого роста. Что там, внутри, было не видно. Только через крошечное отверстие можно было разглядеть алтарную часть», - вспоминает старейшая насельница обители схимонахиня Мария.

Возле храма было старое кладбище. Летом, во время работ по расчистке территории, к батюшке подошла молодая пара. Гости рассказали, что им в течение трех дней снилась усопшая бабушка, жительница соседнего села, и велела привезти в Тервеничи десять рублей и отдать их священнику на восстановление храма. Таким было первое пожертвование на будущую обитель.

Накануне праздника Покрова Божией Матери, 13 октября 1991 года, состоялся первый постриг, 31 декабря - следующий. Первые монахини обители живут и здравствуют, ныне это схимонахини Мария и Саломия. Третьей по счету сестрой, приехавшей в монастырь, оказалась нынешняя его игумения - монахиня Лукиана (Рысева). По благословению митрополита Иоанна (Снычева) обитель была зарегистрирована как сестричество. В восстанавливаемом храме служили молебны, а на Покров 1991 года впервые совершили Божественную литургию.

14 апреля 1997 года по представлению митрополита Владимира решением Священного Синода Покровское сестричество получило статус монастыря, храм святых мучениц в Санкт-Петербурге стал его подворьем. Монахиня Лукиана стала первой настоятельницей, духовником монастыря -отец Лукиан (Куценко).

«…ЮЖЕ БЛАГОИЗВОЛИЛА ЕСИ ЯВИТИ НА ГОРЕ ТЕРВЕНИЧЕСТЕЙ»

Обитель была основана, но своих святынь в ней поначалу не было. Эти святыни Бог открыл и даровал монастырю через духовника обители. Ему в тонком сне явилась Божия Матерь: Она стояла на Тервенической земле, указывая на лежащую рядом икону, из-под которой струилась вода. Икона была похожа на Касперовский образ Божией Матери, особо почитаемый в Одессе, откуда отец Лукиан родом. Вскоре будущая монастырская святыня была найдена в мастерской одесской художницы. 23 февраля 1992 года икону привезли в Санкт-Петербург, в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Одна монахиня, жившая в то время в монастыре, слышала голос, говоривший: «Чем ближе Моя икона, тем быстрее будете услышаны». На праздник Вознесения Господня икона была привезена в монастырь и помещена в келейной церкви. По прибытии в монастырь образа Божией Матери явной стала Ее помощь строящейся обители.

Весной того же года на месте, указанном Божией Матерью, обнаружили родничок. Воду стали регулярно освящать. Было замечено, что вода из родника обладает целебной силой. Для удобства набора воды в том месте был выкопан колодец. Над ним построена часовня в честь явления Божией Матери.

В 1994 году было зафиксировано мироточение Касперово-Тервенической иконы и иконы «Явление Божией Матери в Тервеничах», на которой и изображено бывшее духовнику обители видение.

В 1996 году митрополит Владимира благословил считать икону местночтимой и именовать ее по месту прославления «Тервенической». При этом празднование иконе было установлено совершать в день Покрова (14 октября) и в день основания обители (1 июня).

Тервеническая икона - единственная святыня, уцелевшая при пожаре келейной церкви монастыря. Перед иконой ежедневно утром читается акафист Покрову Божией Матери, с четверга по воскресенье служатся молебны. В летописи монастыря записано много случаев помощи, полученной людьми от Тервенической иконы Божией Матери и святой воды из источника. В благодарность Божией Матери за исцеления и помощь люди дарят Ее иконе приносят дары.

ВЛАДЫЧИЦЕ ПРЕМИЛОСТИВАЯ, ИСЦЕЛИ НАША НЕДУГИ И СТРАСТИ

В 1997 году в 20-ти километрах от Тервеничей, в деревне Пирозеро, по благословению митрополита Владимира был основан скит монастыря. В этих местах тоже был полуразрушенный храм: в старые времена он был Тихвинским, а ныне освящен во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». С 2000 года на территории скита живут наркозависимые молодые люди. Живут они одной большой семьей и все делают своими руками: построили трапезную, на месте сгоревшего в 2003 году деревянного - новый каменный храм, даже мост возвели сами. Это не говоря уже о садово-огородных работах.

Ребята беспрекословно слушаются управляющую скита - матушку Силуану. Вот что она нам рассказала: «С тех пор как храм был освящен в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», мы стали молиться о тех, кто страдает от алкогольной и наркотической зависимости, и сюда стали приезжать люди. Сначала - просто потрудиться, потом стали оставаться. Мы живем, трудимся, молимся, Евангелие читаем, беседуем. Ребята все здесь устроили сами, только иконы нам в монастыре написали. Они сами себе стирают, готовят, хотя, конечно, дома никто из них этим не занимался».

Сейчас в скиту девятнадцать человек. Распорядок дня не монастырский, пост полегче (даже курение, как меньшее из зол, хоть и не одобряется, но допускается). Ребята читают все молитвы, которые положено читать православному христианину, регулярно исповедуются и причащаются. Часто бывают на монастырских богослужениях, на скитском уазике совершают поездки в ближайшие монастыри: Введено-Оятский, Александро-Свирский, Тихвинский; ездили по Карелии.

«Наша задача - не изолировать этих ребят от соблазнов мирской жизни, а вернуть их обществу, - говорит матушка Силуана. - Многие из наших подопечных уже встали на ноги. Поскольку они учатся все делать сами и никакой работы не боятся, с трудоустройством у них проблем нет. Кто имеет возможность, помогают нам материально. Часто приезжают в гости с семьями, детьми».

Но главное - скитяне не только учатся работать руками, но и воцерковляются. «Невоцерковленному человеку трудно держать внимание во время службы, - объясняет матушка Силуана, - и мы решили петь сами. Матушка Светлана, регент Покрово-Тервеничского монастыря, много нам помогала. Теперь всю Литургию, молебны, панихиды мы поем сами. Ребята и читают сами, и в алтаре прислуживают. А ведь приходят иногда и такие, что даже «Отче наш» не знают, и вовсе некрещеные - крестятся тогда здесь. Но бывает, приезжает человек в скит… и в духовном плане словно замирает: он накормлен, обут-одет, наркотики в скиту достать негде - чего еще желать? Таким я говорю: надо тебе в мир вернуться, время твое пока не пришло».

В том, что подопечные матушки Силуаны не только избавляются от пагубного пристрастия, но и растут духовно, мы убедились сами, побеседовав с некоторыми из ребят.

АЛЕКСЕЙ: «Пришел период осознания, как я живу: блудная жизнь, наркотики. Этим летом стало совсем невмоготу, принял решение исправляться. Сначала лег в больницу на детоксикацию, врачи порекомендовали поехать куда-нибудь для реабилитации с формулировкой: «Мотивация отказа от наркотиков носит формальный характер». В Лавре мне посоветовали обратиться в несколько мест. Решил податься сюда, к матушке Силуане. Вот я приехал… и не уехал. Я был крещеным, но в церковь не ходил. Воцерковился только здесь. Когда вернусь обратно, не знаю. Как Господь управит. Съездил в начале февраля в отпуск, надо было решить некоторые семейные вопросы. Неделю пробыл, - чувствую: нечего мне там делать».

ДМИТРИЙ: «Семья у меня была благополучная, но в 15 лет я начал употреблять наркотики, как и многие, из чувства протеста. Хотелось свободы - вот она, эта свобода. Хорошо хоть до 37 лет дожил. Все друзья мои погибли: кого застрелили, кто от наркотиков умер, кто повесился. Я потерял жену, остановиться не мог. Выхода не было: или помирать, или делать что-то. Один знакомый посоветовал поехать сюда. И вот я здесь».

В трапезной мы встретили совсем молодых ребят, Виктора и Михаила. У этих-то точно все впереди - дай им Бог. Виктор собирается в скором времени восстановиться в институте и не боится попасть снова в дурную компанию: «У меня есть с кем общаться в миру - двое моих друзей через это прошли».

ПРИЕЗЖАЙТЕ НА ПОКРОВ!

Приехав в Покрово-Тервенический монастырь, сразу же ощущаешь благодать этого места. «Здесь, наверное, во всякое время года красиво?» - спрашиваю одну из насельниц, матушку Веронику. - «Да, удивительное это место. Тут даже весенней распутицы не бывает: снег тает быстро, и вода сходит тоже быстро».

Сейчас, глядя на Тервеническую обитель, трудно представить, что еще недавно здесь ничего не было: Покровский храм полностью восстановлен, построена кирпичная трапезная с верхним храмом в честь Успения Божией Матери и нижним в честь Собора Киево-Печерских святых. За эти годы число сестер выросло до сорока человек. В монастыре большое хозяйство, есть своя ферма с коровами, козами и курами.

В Покрово-Тервенический монастырь приезжают паломники со всей страны. Большинство, конечно, петербуржцы, но встречаются и гости из Москвы, с Севера, из Прибалтики и даже с Сахалина.

С Божией помощью все большие работы в монастыре обычно делаются в течение одного лета. Так и этим летом намечено большое строительство: собираются строить новые келейные корпуса и возводить монастырскую стену. «Приезжайте к нам на Покров, - напутствовала нас настоятельница монастыря игумения Лукиана. - Все здесь так изменится - ничего не узнаете».

Покрово-Тервенический женский монастырь
Покрово-Тервенический женский монастырь
Покрово-Тервенический женский монастырь
Покрово-Тервенический женский монастырь
Покрово-Тервенический женский монастырь
Покрово-Тервенический женский монастырь