«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 4, 2008 год

Жемчужина Старой Ладоги

Староладожский Успенский монастырь

Паломники, которые приезжают в Староладожский Успенский монастырь, могут видеть, как монастырь мало-помалу восстает из руин. С каждым приездом сюда глаз замечает радостные перемены: вот в полуразрушенном трапезном корпусе появились окна и крыша, вот отреставрирована небольшая Крестовоздвиженская церковь. Во время службы она едва вмещает всех приезжающих сюда паломников и простых туристов. Вот привели в порядок западные ворота, ведущие в монастырь с шоссе, через которые теперь можно войти в обитель. И самое главное - в древнем Успенском соборе теперь снова совершается молитва.

В 2006 году реставрационно-строительная компания «Лапин Энтерпрайз» произвела реставрацию монастырской ограды. Выстроенная в форме крепостной стены с небольшими башенками, она напоминает о тех временах, когда в соседней - Новой Ладоге квартировал Александр Васильевич Суворов со своим Суздальским полком, вместе с которым он совершал марш-броски по окрестностям. Случалось ему приводить отважных воинов в Старую Ладогу и, как гласит предание, штурмом брать стены Успенской обители. Богатырей встречали перепуганные насельницы, но те, повинуясь командам великого полководца, покидали монастырь так же неожиданно, как и появлялись, не причинив обители никакого вреда.

Конечно, это не совсем та ограда - она, конечно, более поздняя - но теперь путников встречают уже не унылые развалины, а все те же стилизованные крепостные стены, что и сто лет назад. Реставраторы разобрали поврежденные части кладки, убрали бурьян и мусор, доставшийся в наследство от смутных советских времен, затем тщательно восстановили стены до самого верха. Как это делалось в древних крепостях, сверху была установлена кровля - чтобы вода не проникала в кладку. Конструкцию защитили от огня и покрыли оцинкованной сталью со специальным полимерным покрытием - не загорится и не проржавеет. Фундаменты стен предохранили от подземных вод глиняным замком. Даст Бог - долго еще простоит. Реставраторы свое дело сделали хорошо.

Успенскому монастырю не первый раз выпало на долю возрождаться из руин. Впервые обитель упоминается в Переписной книге Вотской пятины на рубеже XV-XVI веков, но соборный храм относится к более ранним временам. Он был воздвигнут еще в XII веке во времена Мстислава Великого - сына Владимира Мономаха. В те времена на этом месте располагалась часть Ладоги - Богородицкий конец. Успенский собор, построенный по всем правилам новгородского зодчества, стал главным храмом округи. В древности храм был расписан, но до нашего времени сохранились лишь небольшие фрагменты.

Неизвестно, когда вокруг городского собора возник монастырь. Во всяком случае, на рубеже XV-XVI веков он уже существовал. Но за XVI-м столетием пришел бунташный XVII век. На Русь надвинулась Смута. Банды шведских наемников, которым олигархическая Семибоярщина отказалась платить дань, бродили по новгородским землям в поисках добычи и пропитания. Вместе с ними грабили собственную страну и русские искатели приключений. Ладога переходила из рук в руки, и когда весной 1616 года захватчики, наконец, покинули эти земли, от древнейшего русского города остались одни руины. Московские чиновники, описывая масштабы этого бедствия, отмечали, что старицы во главе с игуменьей Акилиной бродят по дворам в надежде на подаяние. Тогда монастырю пришлось впервые восстанавливаться из руин. С Божией помощью монастырь тогда поднялся.

В XVIII веке, когда древняя столица постепенно превратилась в тихое захолустье, обитель стала местом ссылки. Здесь подвизалась первая супруга Петра I - Евдокия Лопухина, против своей воли постриженная в монахини. Тогда монастырь был закрыт для верующих, а для охраны царственной инокини был выставлен специальный караул. Память о ней сохранилась во втором названии реки Ладожки - Елена. Это имя царица приняла в иночестве. После смерти Петра ее перевели в Шлиссельбург - Екатерина I не без причины опасалась бывшей царицы. Но русская Золушка ненадолго пережила своего супруга. Уже не представлявшую никакой опасности престарелую инокиню отправили в Москву, где она и умерла на покое. А вот другая Евдокия, заточенная в Успенском монастыре, закончила свои дни здесь.

Евдокия Андреевна Диопер - первая супруга Абрама Петровича Ганнибала - оказалась ему неверна. Более 16 лет она провела в темнице, а затем была сослана в Успенский Староладожский монастырь, где провела в заточении долгие годы.

Однако Успенский монастырь славился не только своими узницами, но и своими подвижницами. Приезжающим в монастырь его нынешняя настоятельница, матушка Ангелина, может многое рассказать о схиигуменье Евпраксии и других монахинях, особо почитаемых в монастыре. Посетителей здесь принимают радушно и любой помощи рады. Будем надеяться, что с Господь не оставит сестер и монастырь и дальше будет реставрироваться и возрождаться.

Александр Воеводский
Фото автора



Рубрика выходит при поддержке реставрационной компании «Лапин Энтерпрайз»