«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 4, 2008 год

Слезы утешения. «Блаженны плачущие…»

Страдание и смерть - это падение,
и только вера истолковала их как падение
в руки Бога Живого, имя которому - Отец.
Оливье Клеман

Страдание и смерть являются неотъемлемыми составляющими человеческого бытия. Но есть ли воля Божия на то, чтоб человек был несчастным? Конечно, нет. Но каждый из нас знает, сколь хрупким и недолговечным бывает человеческое счастье. Столько вещей у нас вызывают слезы: болезни близких, разлука и смерть, разного рода несправедливость. И вот Господь дает обетование:Он сумеет нас утешить.

Красноречивым образом Господь восходит на гору, с вершины которой возвестит Евангелие Царства. Подобным же образом пророк Моисей некогда взошел на гору Синай, чтобы на ее вершине из рук Божиих принять скрижали Завета. Разве не удивительно, что каждая заповедь Нового Закона начинается словом «блаженны»? Легко ли представить себе земное царство, в котором бы статьи гражданского кодекса начинались с обетования счастья?..

«Блаженны плачущие, яко тии утешатся…» Это почти поэзия! Хочется читать и перечитывать эти слова, проговаривая их вслух, чтобы приобщиться их красоте и смыслу. В одном из современных переводов Евангелия эти слова переданы с предельной остротой: «Вперед, плачущие! Да вы будете утешены…».

Благая весть о приближении Царства Божия указывает дорогу и зовет нас в путь. И поскольку в глубине сердца каждого человека живет неутолимая жажда счастья, евангельские обетования блаженства не могут остаться без отклика в сердцах тех, кто стремится к подлинному счастью.

БЛАЖЕНСТВО ПЛАЧУЩИХ

Все мы бываем удручены печалью, болезнью, физической усталостью, смертью близких, голодом, холодом, непониманием и всевозможными лишениями, когда наши человеческие силы оказываются совершенно бессильны. Нередко в подобной ситуации мы взываем к Богу: «Избави меня, утеши меня, помоги мне!». И нередко наша молитва в такие моменты отмечена печатью смятения.

Но именно в моменты суровых испытаний Христос увещевает нас обратить все огорчения, усталость, раздражение, отчаяние в кротость и нищету духа. Только тогда можно по-настоящему облегчить наши муки и терзания. Только слезы кроткого сердца несут в себе утешение от радостного осознания того, что ты не один, ты не покинут на самого себя в час искушения.

В Евангелии от Матфея Христос говорит о блаженстве угнетенных духом. Эти слова могли отнести на свой счет люди, оплакивающие смерть своих близких, а также те, кто приговорен к физическому истреблению, к продаже в рабство. Вполне вероятно также, что у евангелиста Матфея «плачущие» означает «кающиеся».

В Евангелии от Луки говорится в более общем противопоставлении о плачущих и смеющихся. Всем плачущим Господь дает утешение. В этот момент в их жизни исполняется обетование, провозвещенное пророком Исайей: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное» (Ис. 61, 1-2). Именно с этого пророчества начинает Иисус свою первую проповедь в назаретской синагоге (Лк. 4, 16-22). Итак, Сам Христос становится утешением и силой людей, которые проходят сквозь горнило душевных и телесных мук.

Чтобы глубже проникнут в это блаженство, надлежит вспомнить не только тех, кто плачет от человеческой боли. Блаженны те, кто оплакивает свои грехи. Да, блаженны, кому Бог открыл заблуждения и кто сумел раскаяться от всего сердца, ибо они получают не только утешение, но еще и прощение, избавление от грехов.

Но не следует обманывать себя, будто утешение можно получить, пребывая в пассивном ожидании. Прежде всего это зависит от самого человека, откликнется ли он на весть о Царстве, примет ли он сердцем весть об освобождении и блаженстве.

Важно также не забывать, что Господь говорит о плачущих, но не о плаксивых, об угнетенных духом, но не о тех, кто загоняет себя в депрессию. Чтобы утешиться, человек, как минимум, должен жаждать утешения и быть готовым принять его с открытым и смиренным сердцем. Этого-то чаще всего и не происходит. Вот почему так много людей, замкнувшихся в собственной безутешности, остаются без исцеления. Слова утешения, с которыми Бог обращается к человеку, содержат в себе призыв продолжать путь, увещание жить вместе с Ним!

СОСТРАДАТЬ ВМЕСТЕ СО ХРИСТОМ

Радостные слова Спасителя заключают в себе большое утешение для нас, но в то же самое время возлагают на нас ответственность. Сын Человеческий дарует Церкви Духа Утешителя, Духа Силы для того, чтобы мы жили и в свой черед могли стать утешением для всех, кто находится рядом с нами. Об этом пишет апостол Павел коринфянам: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Кор. 1, 3-4).

Господь пришел в мир не для того, чтобы ответить на вопросы о причинах и смысле страдания, через которое человеку суждено пройти в жизни, и не для того, чтобы упразднить страдание. Он пришел для того, чтобы все преобразить светом Своего присутствия. Спаситель сумеет утешить плачущих, если они будут неразлучны с Ним.

Как Бог утешает человека? Неужели это похоже на то, как мать утешает своего ребенка? Да, именно так и следует понимать слова пророка Исайи: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме» (Ис 66, 13).

Пророческим основанием этого блаженства могут послужить слова апостола Павла: «Имейте те же чувствования, какие были и во Христе Иисусе» (Фил. 2, 5). Апостол говорит, что мы, христиане, должны учиться испытывать в своей душе те же самые чувства.

Итак, Спаситель был плачущим при виде человеческого греха, который по своей глубинной сути является не чем иным, как отказом любить. Он сам пришел в мир как дар Божией любви к человеку. Поэтому будем оплакивать наши грехи.

В Евангелии мы видим Спасителя, сокрушенного сердцем при виде человеческого страдания: обездоленные, увечные, вдовы, сироты, Иерусалим и люди, которые сердцем откликнулись на Евангелие Царства. Вслед за Ним мы призваны, по слову апостола Павла, «плакать с плачущими», то есть уметь принять на себя чужое страдание и скорбь.

В истерзанном лице ближнего христианин видит скорбный и спасительный лик Христа. Если мы оказываемся достаточно мужественными и смиренными, наши слезы становятся знаком глубокой сопричастности Его миссии.

Миру неведомо сострадание. Мир лишь посмеется над христианским сочувствием. Но какое нам дело до мнения мира сего, если мы будем утешены: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет… Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 20. 22).

Иерей Димитрий Сизоненко