«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 4, 2008 год

Нелюбовь как любовь

Сергей ЗемсковСергей Земсков

Любить мы не умеем. Это констатация факта, отмеченного еще в книге Бытия. Более того, испорченные цивилизацией, мы теряем саму способность воспринимать любовь как бескорыстный дар служения другому человеку, мы умеем лишь нелюбить.

Но в Евангелии Господь призывает нас к любви, и многие верующие откликаются на этот призыв. Не умея любить, они начинают взахлеб говорить и петь о любви, проповедовать ее ближним, выдавая желаемое за действительность. Каждый обратившийся к Богу неминуемо открывает несоответствие своей веры и жизни. Но со временем почему-то многие братья и сестры начинают воспринимать такое положение вещей как норму. Безлюбие не оставляет места покаянию, а с накоплением опыта пребывания в церкви слова о любви постепенно превращаются в «кимвал звучащий». От этого окружающие люди начинают испытывать чувство неприятия, главной причиной которого является несоответствие нашего слова и наших дел. Иногда нам кажется, что окружающие нас просто не понимают, и обижаемся. «Где твоя христианская любовь?» - спрашиваем мы других с пеной у рта, и при этом наши «зеркала души» наливаются кровью.

Призыв Господа к любви мы превращаем в жесткую догму, исключая тем самым возможность возрастания и совершенствования в любви. Мы не думаем, что дар этот можно потерять, и оказываемся в мире иллюзий. И дух секты для некоторых становится смыслом их бытия в церкви, членами церкви начинают называть себя люди, которые просто умеют симулировать то, чего в действительности у них нет.

А если мы считаем, что она у нас есть и мы являемся ее эксклюзивными дилерами, то получается так, что никуда идти и не надо. И так мы толчем воду в ступе, говоря о любви, и в нашем поведении нет никакого здравого смысла. Но Бог наш не есть Бог безумных. Он призывает нас в разум Истины прийти.

Тайну Любви надо уметь хранить, чтобы она прорастала в сердце, опираясь на помощь разума, пройдя через опыт поражений, прощений, страданий от неспособности любить без помощи Божией. И только тогда тайна сия явит себя в силе и славе Божией. Надо повременить с разговорами о любви до той поры, пока слово Христово не прорастет делами нашей веры, от которых ближние наши захотят узнать о том, что же случилось в нашей жизни, почему рядом с нами стало лучше, чем раньше. «Блаженны видевшие Тебя и украшенные любовью» (Сир. 48, 11).