«Я видела его, его речам внимала…»
Из стихотворения матушки Таисии
об отце Иоанне Кронштадтском
1 ноября 2007 года, в день памяти преподобного Иоанна Рыльского и день Ангела святого праведного Иоанна Кронштадтского, состоялось торжественное открытие Мемориального музея при храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского монастыря. Музейная экспозиция посвящена настоятельнице монастыря игумении Таисии и святому праведному Иоанну Кронштадтскому.
Когда нам передали ансамбль Леушинского подворья, мы стали думать, с чего начать, - рассказывает корреспонденту «Воды живой» настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов, - и решили сделать самое главное - почтить память тех, кто здесь подвизался: святого праведного Иоанна Кронштадтского и игумении Таисии Леушинской. Мы их называем «дорогой батюшка» и «дорогая матушка».
За полтора месяца, в основном собственными силами, прихожане храма св. Иоанна Богослова создали на подворье музей.
Открывает экспозицию выставка архивных фотографий святого праведного Иоанна Кронштадтского. В Центральном государственном архиве кинофотодокументов хранится около полусотни фотографий Карла Буллы - некоторые вообще не публиковались, другие публиковались редко. В 2001 году сотрудники архива согласились напечатать уникальные фотографии прямо со стеклянных пластинок. Больше они этого делать не будут, потому что стеклянные пластинки - вещь хрупкая и дорогая. «Но мы даем их сканировать, да и сами издаем в качестве открыток», - сказал отец Геннадий.
Из редких снимков - единственная фотография отца Иоанна с матушкой Елизаветой Константиновной, где они запечатлены только вдвоем; фотография батюшки Иоанна среди своих родственников на даче в Мартышкино, которая принадлежала сестре матушки Елизаветы, Анне Константиновне. Дача, кстати, сохранилась, недавно на ней установлена мемориальная доска. Много снимков Иоанна Кронштадтского с самыми разными людьми: от губернатора Петербурга фон дер Лауница до дворников и нищих. Вот фотография - Иоанн Кронштадтский с ребенком: «Мы установили, что это Игорь Николаевич Шемякин, сын племянницы Иоанна Кронштадского Руфины Григорьевны (она была дочерью Анны Константиновны). Сама Руфина Григорьевна жила в Кронштадте у отца Иоанна на правах приемной дочери. Материнское начало Елизавета Константиновна воплотила, воспитывая свою племянницу, а этот мальчик, Игорь, был для нее, по сути, внуком. И для отца Иоанна тоже». Сила благословения святого праведника явлена в судьбе Игоря Николаевича: в годы церковных гонений он не был репрессирован, хотя родство с Иоанном Кронштадским в те годы, мягко говоря, не приветствовалось. Потомки Игоря Шемякина сейчас живут в Москве.
А вот снимок отца Иоанна с кропилом сделан не Карлом Буллой, а фотографом Оцупом, чья мастерская была на улице Бассейной, в двух шагах от Леушинского подворья. Поэтому есть основания полагать, что Оцуп запечатлел отца Иоанна именно в Леушинском подворье.
Центральное место в следующем зале занимает картина художницы Екатерины Мясниковой «Небесное Леушино», созданная в 2002 году: матушка Таисия выходит из воды и ступает на берег, а за ней встают купола монастыря (здания словно парят в воздухе). Эта картина - иллюстрация чудесного видения игумении Таисии, которое она увидела во сне. Будто идет она по ржаному полю, вдруг поле заканчивается, и начинается выкошенный луг. Идет по лугу и чувствует - под ногами вода. Вода поднимается по колено, по пояс, по грудь. Матушка Таисия записала так: «Я почему-то чувствовала и знала, что эта вода искусственная, наливная, не самобытная». Матушка молится и идет вперед. Вдруг вода начинает опускаться. Когда матушка доходит до монастыря, вода полностью исчезает, и она входит в монастырь под звон колоколов и пение сестер. Это видение ее так поразило, что она его записала и показала Иоанну Кронштадтскому: искушение это или откровение? Батюшка благословил не только сохранить эту запись, но и издать ее.
Подлинный смысл видения стал ясен только после октябрьского переворота. Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь был основан в 1875 году. При матушке Таисии в нем подвизалось около 700 насельниц, это был третий по величине женский монастырь в России после Дивеевского и Шамординского. Главной чтимой святыней монастыря была икона Похвала Божией Матери. Специально для отца Иоанна Кроншадтского с этой иконы был сделан список со словами: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Так эту икону и стали называть. В честь нее игумения Таисия воздвигла величественный Похвальский собор - самый большой в России храм Похвалы Божией Матери. В настоящее время почитание этой иконы возобновилось.
После октября 1917-го монастырь закрыли. Сначала там была детская колония, а потом монастырь вместе с городами и деревнями был затоплен, и возникло искусственное море - Рыбинское водохранилище. В наливном, не богозданном море береговая линия не сформирована, и грунт с берегов постепенно вымывается водой. Каждый год берега на метр уходят, и водохранилище мелеет. Уже сейчас есть огромные пространства, где глубина - полметра. Идея осушения обсуждается, поскольку, если водохранилище не осушить, этим местам грозит экологическая катастрофа.
Как видим, первая часть видения матушки Таисии сбылась: ржаное поле - былое процветание монастыря, скошенный луг - разорение при большевиках, вода - последующее затопление. Даст Бог, сбудется и вторая. «И если для затопления надо было согнать с обжитых мест тысячи людей, то тут - только шлюзы поднять и спустить воду, - говорит отец Геннадий, - и эта картина выражает нашу надежду».
В музейной экспозиции выставлены мемориальные вещи святого праведного Иоанна Кронштадтского - наперсный крест и епитрахиль, а также портреты настоятелей Леушинского подворья: протоиереев Иоанна Орнатского (младший брат новомученика протоиерея Философа Орнатского; был женат на племяннице Иоанна Кронштадтского, присутствовал при кончине праведника и закрыл батюшке глаза) и Феодора Окунева (он был женат на племяннице игумении Таисии, окормлял петербургскую интеллигенцию в годы гонений: его духовными чадами была, в частности, семья Юрия Лаврова, он венчал их и крестил их сына Кирилла). И первый, и второй настоятели Леушинского подворья были репрессированы и расстреляны.
Есть в музее и вещи, принадлежавшие леушинским монахиням: постригальный крест, просфорная печать, постригальные ножницы (это большая редкость).
Обращают на себя внимание яркие цветные фотографии, на которых без труда можно узнать храмы Леушинского монастыря. Выглядят они так, будто сняты на самом современном оборудовании, но это… одни из первых русских цветных фотографий. Знаменитый в свое время фотограф Прокудин-Горский в 1911-1914 годах специально приезжал в Леушино и сделал более двух десятков снимков на стеклянных пластинках.
Святая святых музея - мемориальная келья игумении Таисии. Все входящие туда читают Иисусову молитву, как и положено при входе в монашескую келью. Минеи из Леушинского монастыря в ней всегда открыты на текущий день.
«Мы не стали восстанавливать бытовую обстановку, - объясняет отец Геннадий. - Многие спрашивают, где кровать. Конечно, кровать была, но помещать сюда какую-то кровать мы сочли излишним. В центре - большой портрет матушки Таисии. Портрет современный, но художник писал его здесь и передал цвет этой стены. Напротив - Иоанн Кронштадтский. Портреты смасштабированы, и получается, что они смотрят друг на друга - глаза в глаза». В келье находятся подлинные вещи матушки Таисии, вещи и книги из Леушинского монастыря. Все это попало в музей чудом из разных источников.
В самый день открытия музея доктор филологических наук Тамара Ивановна Орнатская, внучка первого настоятеля храма подворья священника Иоанна Орнатского, передала в музей свою фамильную святыню - образ преподобного Иоанна Рыльского, принадлежавший самому отцу Иоанну Кронштадтскому (об этом свидетельствует надпись на обороте).
Была на подворье и келья Иоанна Кронштадтского. Долгие годы она также использовалась как врачебный кабинет. Помещение нуждается в ремонте, там будет почетная гостевая келья.
Все, что связано с музеем (точнее музеями: в ведении подворья и Мемориальная квартира Иоанна Кронштадтского в Кронштадте), - только часть огромной просветительской работы, которая ведется на приходе. Музейная деятельность близка отцу Геннадию - много лет он был научным сотрудником Музея-квартиры Ф.М. Достоевского: «В Петербурге мало церковных музеев: при Духовной академии, у отца Вячеслава Харинова в Скорбященском храме… А такие музеи очень нужны, это мостики, соединяющие культ и культуру».
Татьяна КИРИЛЛИНА