«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 2, 2008 год

Таинство единения. Конференция о браке и семье


Конференция о браке и семье. Фото: Станислав Марченко

В храме-часовне Новомучеников и Исповедников Российских 2 января под эгидой журнала «ВЖ» проходила просветительская конференция на тему «Таинство Брака - Таинство Единения». Для участия в разговоре на эту животрепещущую тему собрались клирики и миряне Санкт-Петербургской епархии.

Недаром брак является одним из семи таинств Церкви. На чем основано библейское и святоотеческое понимание семейных отношений? Каким смыслом наполнялась заповедь «не прелюбодействуй» в Ветхом и Новом завете? Как следует понимать слова апостола Павла о том, что «хорошо человеку не касаться женщины»? Какая жизнь более приличествует христианину - в браке или все-таки в монастыре? Где современным молодым супругам найти образцы для построения православной семьи? Чем христианский брак отличается от гражданского, и для чего существует чинопоследование венчания?

Конференция о браке стала продолжением традиции, начатой 11 июня 2007 года аналогичным форумом, посвященным Таинству Евхаристии (см. «ВЖ» № 7 за 2007 год). Перед началом конференции духовенство и прихожане петербургских храмов совершили Божественную литургию. Возглавил службу настоятель храма, председатель Издательского отдела епархии и ответственный редактор «Воды живой» протоиерей Александр Сорокин. После Литургии во дворе храма была организована братская трапеза. Затем прошло пленарное заседание и круглый стол. В докладах и свободной дискуссии, в частности, говорилось о ложных стереотипах современного церковного сознания.

Брак или безбрачие?

Открылась конференция докладом архимандрита Ианнуария (Ивлиева) о богословии брака в Новом Завете. Сегодня в церковной среде встречаются представления об отношениях мужчины и женщины, которые отнюдь не соответствуют букве и духу Нового Завета. Зачастую ошибочно трактуется высказывание апостола Павла о том, что женщина должна повиноваться мужу и бояться его (Еф. 5, 33). Именно на эти тексты ссылаются сторонники расхожего мнения о том, что Библия освящает патриархальные устои в семье и ставит женщину в подчиненное положение по отношению к мужчине. Но такое представление едва ли согласуется с собственно библейским текстом: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5, 22). Выражение о том, что «муж есть глава жены», это не увещание, а констатация факта, отражение социальной реальности того времени. Разумеется, нельзя не учитывать временную обусловленность этих слов, но главное - не упустить существенную их цель. А цель эта - не в санкционировании существующих социальных структур, но в призыве к любви и к тому единству, какое мы признаем в отношениях Христа и Его Церкви.

Другим мифом является идея о том, что безбрачие по определению является более высокой и более подобающей для христианина формой жизни, нежели брак. Здесь сказываются и недостатки современного русского перевода Библии. В частности, следует правильно трактовать призыв апостола Павла «соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4, 3-5). Поскольку под «сосудом» часто понимается собственное тело человека, то и весь пассаж трактуется как призыв к половому воздержанию. Однако в греческом тексте сказано не «соблюдать свой сосуд», а «приобретать свой сосуд» (в славянском переводе - «свой сосуд стяжавати»), что означает «жить с собственной женой». Иначе говоря, апостол Павел призывает к «святому и честному» браку и напоминает о заповеди, запрещающей прелюбодеяние.

Другое известное высказывание о том, что «хорошо человеку не касаться женщины» (1 Кор. 7, 1), в синодальном переводе представлено как позиция самого апостола Павла. Однако он здесь приводит мнение Коринфской церкви для того, чтобы защитить как раз не безбрачие, но брак. Если в шестой главе того же послания апостол выступает против безграничного сексуального произвола, то в седьмой главе полемизирует со сторонниками строгого аскетизма, доходившими до отрицания брака вообше. Не исключено, что обе эти позиции представляла одна и та же группа в Коринфе. Не так уж редко «высокие» идеалы, враждебные жизни, идут рука об руку с грубым развратом.

«Не обещался ли иной невесте?»

Доклад иерея Владимира Хулапа «Церковное заключение брака: исторические реалии и современные проблемы» был посвящен чинопоследованию, принятому в современной Русской Православной Церкви. Этот чин утвердился лишь в XVI-XVII веках, поэтому многие элементы в нем постепенно утратили или изменили свое первоначальное значение. Например, традиционные ныне вопросы к жениху и невесте - едва ли не самый поздний элемент в чине венчания, он отсутствует во многих поместных Православных Церквах. В наших требниках эти вопросы появляются лишь в XVII веке в результате влияния католической традиции. В современной Церкви эти вопросы практически утратили прежний смысл: в особенности неадекватно воспринимается вопрос о том, не обещались ли молодые другому жениху или невесте… Так же странно спрашивать у молодых, желают ли они заключить брак - они уже заключили его, так как без штампа ЗАГСа у нас никто не венчает».

В нынешней церковной ситуации было бы целесообразно подкорректировать эту часть чинопоследования: «Спрашивать нужно вместо хотят ли они заключить брак, о том, хотят ли они заключить именно христианский брак, возлагающий на супругов очень серьезные обязанности». Замечательно, что в Требнике Петра Могилы вопросы - лишь прелюдия к брачным обетам, в которых молодые обещают друг другу верность и любовь до смерти. Восстановление этой традиции было бы очень желательным. В этих обетах можно было бы выразить то, как Церковь видит сегодня христианский брак, и чего она ожидает от людей, его заключающих. В современных условиях, когда для многих венчание представляет собой лишь красивый свадебный элемент наряду с лимузином и белым платьем, это способствовало бы более ответственному взгляду на церковный брак наших соотечественников.

По «Домострою»?

Завершил пленарное заседание доклад протоиерея Георгия Митрофанова «Правда и мифы о семейной жизни в дореволюционной России». Основные идеи этого выступления изложены в статье, опубликованной в прошлом номере ВЖ.

По мнению отца Георгия, на протяжении веков представление о браке как о Таинстве было чуждо русскому народу. Так, до XV века Таинство венчания, как правило, вообще не совершалось в семьях русских крестьян и считалось «требой» для знатных и богатых. Лишь в Синодальный период в России начинает складываться феномен православной семьи.

В этой связи широко популяризируемая книга «Домострой» с евангельской точки зрения не являет образ жизни христианской семьи. Представления «Домостроя» у молодых людей могут вызвать недоверие, а то и вовсе отторжение от самой идеи семьи. Эта книга нам предлагает культ патриархальной многодетной семьи, больше напоминающей не христианскую, а мусульманскую.

Современным молодоженам лучше искать позитивные примеры семейной жизни, обращаясь к малоизвестным историям семей эпохи гонений ХХ века. В православных семьях, происходивших, как правило, из православной интеллигенции, жизнь и воспитание детей были направлены на воспитание мыслящих, ответственных христиан, готовых созидать свои христианские семьи в условиях современного богоборческого общества. Пытаться строить семью по каким-то патриархальным, вычитанным из репринтных изданий представлениям - значит обрекать себя на заведомую неудачу. Сегодня необходимы семьи, в жизни которых бы воплощалось осмысленное христианское мировоззрение.

Редакция журнала «Вода живая» планирует проводить подобные просветительские конференции два раза в год. Следующая конференция, посвященная Таинству Исповеди, пройдет в июне 2008 года.

Анастасия КОСКЕЛЛО


Конференция о браке и семье