Алексей Соколов
В сегодняшних спорах вокруг культуры все чаще звучит странная формула «художник обязан». То обязан государству - вести патриотическое воспитание, то зрителям - отвечать их личным вкусам. Но самое страшное случится с ним, скажи он хоть одно доброе слово о религии. С того момента не только произведения, но и вся его жизнь должны будут служить наглядным пособием благочестивого христианина.
Порой это доходит до крайности: особо неуемные православные следят за «звездой» по журналам светской хроники и на любой слух «у NN новая подружка» отвечают радостным воплем: «Прелюбодей!» Но о таких случаях и сказать нечего - разве что пожелать этим людям вместо очередного таблоида перечитать про бревно и соринку. А вот «умеренный» вариант того же самого встречается весьма часто. Писателя, режиссера или музыканта, озвучившего свои симпатии к Церкви, тут же возводят в ранг «православного гуру», а его выступления на ТВ начинают слушать внимательней, чем наставление духовника. И никто при этом не принимает в расчет, что музыкант или журналист - такой же светский мирянин, обуреваемый теми же проблемами, что и все остальные.
Возможно, он только стоит на пороге храма и знает о вере гораздо меньше тех, кто стоит внутри. Но его не готовы встречать там как «человека извне», заблудшего и пришедшего к Церкви за помощью (как и все мы). На него смотрят как на героя, как на лицо «особо духовное».
Год назад я сам стал свидетелем неприятной истории. Известный артист, симпатизирующий Церкви, но отнюдь не воцерковленный, получил в свой адрес ворох упреков, после чего разразился в ответ жесткой речью о клерикализации, подлых попах и прочих составляющих того же набора. Думаю, его отношение к официальной Церкви после этого здорово ухудшилось.
И какая польза тогда от того, что его подобным образом «пожурили»?
Все это - следствие нашей подсознательной тяги делить мир на черное и белое. Признаться, сам я тоже порой ловлю себя на подобных мыслях… Но, честное слово, кто из нас не без греха? И кто сказал, что люди, далекие от Церкви и не понимающие ее, обязаны отвечать нашим представлениям об идеальном христианине? Судить этих людей будем все-таки не мы.
Пора научиться радоваться. Ведь это замечательно, что кто-то написал книгу о Православии, снял фильм на духовную тему, сочинил хорошую песню. Только не стоит при этом приравнивать статью о человеке в журнале «Фома» к официальному внесению его в святцы.