«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 1, 2008 год

Круглый стол о браке

Брак в Кане Галилейской

На круглом столе, прошедшем 16 ноября 2007 г. в рамках конференции «Православное учение о таинствах», о проблемах, связанных с совершением Таинства Брака, говорил протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Фрагменты его выступления комментируют для «ВЖ» клирики Санкт-Петербургской епархии.

Протоиерей Владимир ВоробьевПротоиерей Владимир Воробьев:

Таинство Брака в нашей церковной жизни довольно часто подвергается профанации. Некогда в древности, в Византии, а затем и в России, венчание было благословением семейных брачных отношений в государстве, поэтому все венчались в обязательном порядке: известно, что даже Ленин с Крупской должны были повенчаться, чтобы иметь необходимые гражданские документы.

Сейчас у нас не изжито такое отношение. Поэтому, когда люди приходят в Церковь и просят их повенчать, то чаще всего совершается их венчание формально и немедленно, и это приводит к очень тяжелым последствиям - половина браков а, может быть, и гораздо больше, заканчиваются разводом. Тем самым Таинство Венчания просто профанируется.

Требуется не только работа с теми, кто приходит к венчанию - их воцерковление перед совершением Таинства, но и вообще работа с молодежью, поскольку наша церковная работа с ней эту тему практически не затрагивает.

В связи с этим необходимо возвращение к евхаристическому смыслу Таинства Брака. Его совершение должно быть поставлено в зависимость от того, живут ли брачующиеся евхаристической жизнью, и, соответственно, это Таинство должно совершаться тоже в связи с Евхаристией: можно говорить о причащении до или во время совершения Таинства, в Греции, например, совершают венчальные литургии. Эти вопросы требуют богословского осмысления.

Протоиерей Александр СтепановПротоиерей Александр Степанов:

Проблема, которую затронул отец Владимир Воробьев, уходит корнями в крещение людей, которые приходят в Церковь с полуязыческими, магическими представлениями и просят покрестить их, «чтобы все в жизни было хорошо». Если бы крещение не сводилось к формальному обряду, то и другие таинства были бы осмысленной встречей человека с Богом.

В противном случае, как показывает наша сегодняшняя церковная ситуация, подобный потребительский взгляд распространяется не только на Брак, но, к примеру, и на Елеосвящение. Отчасти затронуто даже Причащение: случайно зашедший в храм человек видит, что все пошли вперед, и он идет вместе со всеми. Наверное, исключение составляет Таинство Исповеди, во время которого возможен прямой контакт со священником.

Поэтому проблемы с Таинством Брака представляют собой симптом, отражение общецерковной ситуации, связанной с неверным восприятием таинств в народном сознании.

Иерей Владимир ХулапИерей Владимир Хулап:

К сожалению, венчание сегодня в нашем народе воспринимается всего лишь как одна из неотъемлемых составляющих «нормальной» свадьбы наряду с лимузином, белым платьем, ЗАГСом и гуляньем в ресторане. Брачующиеся зачастую не только не понимают смысла читаемых священником молитв, но и не имеют хотя бы отдаленного представления об основах христианства.

Но разве если над крещеными, но неверующими людьми будут прочитаны положенные молитвы, их брак чудесным образом станет «православным»? Скорее всего, через несколько месяцев они придут в Епархиальное управление с традиционной просьбой «развенчать» их. Сегодня нам нужен «брачный катехуменат» - обязательная подготовка будущих супругов к сознательному принятию Таинства, которая может стать эффективным средством миссии и катехизации, поскольку, возможно, в следующий раз этих людей на церковную службу привезут уже на их собственное отпевание.

Повышению осознания индивидуальной ответственности молодоженов перед Богом и Церковью способствовал бы и пересмотр находящихся в нашем чинопоследовании венчания вопросов, их больший акцент на заключении именно христианского брака и тех обязанностях, которые он возлагает на супругов.

Иерей Евгений ГорячевИерей Евгений Горячев:

Безусловно, пара должна быть подготовлена к Таинству, но характер подготовки определяется усмотрением священника.

Например, в нашем храме я, безусловно, венчаю людей по факту реальной принадлежности к нашей общине - никакая дополнительная подготовка, кроме Исповеди и Причастия перед Венчанием, им не нужна.

Другая категория - это люди, прожившие в браке долгое время, 15-20 лет, и теперь желающие повенчаться, получить благословение Божие. Сам факт их верности, серьезности отношения к браку является для меня своего рода гарантией, поэтому им также предлагается только Исповедь и Причастие, а после Венчания - беседа о сущности христианского брака.

И, наконец, третья категория - люди, не знакомые с Церковью и желающие повенчаться либо по магическим соображениям («чтобы брак был навсегда»), либо поскольку Венчание - это красивый обряд и т. д. Им я объясню, что много браков распадается и Венчание - не гарантия, что их брак будет крепким перед Богом, обществом и собственной совестью. Замечательно, что они регистрируются в ЗАГСе и тем самым заявляют о серьезности своих намерений. Для лучшего же понимания того, что такое Венчание, я предлагаю им в течение года по воскресеньям посещать наш храм: исповедаться, причащаться, слушать проповеди, при этом жить как муж и жена, поскольку их отношения зарегистрированы. За этот период они сами поймут, нужно ли им Венчание или нет, действительно ли они хотят, чтобы Церковь благословила их брак.

Чем больше мы будем «вкладывать» в людей, желающих креститься, в родителей и восприемников крещаемых младенцев, в заключающих брак, тем больше наше общество будет становиться христианским, и тем меньше мы будем стыдиться за то, как ведут себя крещенные и венчанные нами люди.

Иерей Димитрий СизоненкоИерей Димитрий Сизоненко:

Вот какое поразительное совпадение. Сегодня на очереднойогласительной встрече в нашем приходе один молодой человек попросил помимо подготовки к крещению проводить специальные встречи для тех, кто готовится к венчанию. Что нужно знать о Боге и человеке, чтобы сполна познать счастье брачной жизни? К этому разговору с большим интересом подключились и люди не столь молодые, и даже люди овдовевшие. Действительно, разговор о Боге, о заповедях, о смысле жизни будет неполным, если при этом ничего не говорится о тайне отношений мужчины и женщины, о богословском смысле их любви, которая становится Божиим благословением. Не случайно же наиболее адекватным выражением тайны отношений завета, которые связывают Бога и народ Божий, является образ брачной любви и верности.

Сегодняшняя статистика, свидетельствующая о высоком проценте разводов и случайных браков, обретает какое-то зловещее звучание на фоне библейских пророчеств. Недаром у пророка Иеремии исчезновение голосов жениха и невесты, а с ними и звука жерновов и света домашнего очага является страшным знаком величайшего запустения.

При нынешнем запустении христиане как никогда призваны свидетельствовать о своей вере в жизнь, которая в действительности исходит от Бога, о том, что любовь сильнее смерти. Свидетельствовать своим мужеством, готовностью оставаться верным посреди многообразных соблазнов мира сего. Такие огласительные встречи жизненно необходимы тем, кто ищет Бога. Но вводить институт катехумената для брачующихся и тем более соединять венчание с Евхаристией только для того, чтобы поставить преграду к всевозможным злоупотреблениям и профанациям, большого смысла не вижу.

С другой стороны, если быть последовательным, тогда человек с несложившейся семейной жизнью подлежит отлучению от причастия… В нашей Церкви до сих пор нет общего мнения относительно практики частого причащения и соединения таинств покаяния и евхаристии. Имеет ли смысл вводить катехуменат и объединять таинства евхаристии и венчания, если все равно каждый батюшка на своем приходе делает то, что посчитает нужным.

Протоиерей Александр СорокинПротоиерей Александр Сорокин:

Я согласен с тем, что мы, к сожалению, мало уделяем внимания катехизации вступающих в христианский брак. Я бы даже сказал, что катехизация в «классическом» понимании (то есть как работа с индивидуумами, будь то подготовка к крещению или воцерковление крещеных) оттеснила на второй план или затмила такой как будто «частный» случай катехизации, как подготовка к браку. Но если вдуматься, то как раз брак, будучи значительной и именно практической частью жизни подавляющего большинства людей, и должен быть объектом серьезного христианского осмысления и преображения.

Я бы даже не стал здесь специально акцентировать внимание на связи брака с Евхаристией. Это как будто и очевидно (возможно, основанием считать брак таинством послужило Павлово , а в истоках - общебиблейское - учение о браке как об образе таинственного союза Христа и Церкви, учение евхаристическое по своей сути), но в то же время, это только «верхушка айсберга». Связь с Евхаристией, как и сама Евхаристия, - это свидетельство того, что есть в глубине сердец, во взаимоотношениях. Так мы опять возвращаемся к теме катехизации семейных пар как таковых.