«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 1, 2008 год

Вера и зерно камут

Иерей Димитрий СИЗОНЕНКОИерей Димитрий СИЗОНЕНКО

Вы слышали о пшеничном зерне камут? В 1948 г. один летчик обнаружил в саркофаге египетского фараона несколько зерен, которые росли 5000 лет назад. Затем он подарил их своему другу-фермеру. На удивление всех зерна взошли и принесли урожай. Эту удивительную пшеницу со вкусом ореха специалисты окрестили тем словом, которым египтяне обозначали пшеницу.

Теперь вы спросите, а при чем тут вера? Вера - такое же чудо, как и пшеничное зерно, которое, пролежав в земле несколько тысячелетий, неожиданно может дать всходы. Вера не исчезает бесследно, ее невозможно потерять, как теряют ключи от квартиры. Она всегда с нами, даже когда мы заняты посторонними делами.

В современном мире считается дурным тоном позиционировать себя верующим. Но в чем же состоит атеизм? В неприятии мракобесия? В протесте против религии, которая оправдывает взрывы бомб и кровную месть до пятого колена? Если это и есть атеизм, то я - воинствующий атеист! Христианам чужды идолы, от которых не дождешься ни прощения, ни милосердия.

Недавно в дебатах промелькнула такая фраза: «Религиям не должно быть места в общественной жизни: с верующими бесполезно спорить. Разум объединяет, религия - разделяет». Если религию как источник конфликтов исключить из общественной жизни, то воцарится мир и социальная справедливость! Не слишком ли это оптимистично и наивно? Конечно, люди часто ссорятся на религиозной почве. Но разве распри исходят только от религии? Разве в Чечне, Сербии и даже на Святой Земле войны ведутся по религиозным мотивам? Отнюдь! Люди воюют за власть.

Конечно, разум как некий общий знаменатель необходим для диалога мировоззрений; но разве и в политике, и в семейной жизни не вспыхивают конфликты именно потому, что обе стороны категорически уверены в своей правоте и разумности? Логика, доведенная до крайнего предела, оправдывает больше войн, чем религия. Более того, многие конфликты могут быть урегулированы только через обращение к Богу. В документальном фильме о Кампучии женщина говорит, что она знает в лицо красный кхмеров, убивших ее мужа и детей. Однако на вопрос журналиста, собирается ли она подать на них в суд, чтобы восторжествовала справедливость, она спокойно ответила, что в данном случае буддизм склоняет к прощению. Вот пример, когда разум взывает о мести, а религия говорит о примирении.

В заключении вернемся к началу. В Евангелии сказано, что невозможно перейти в Жизнь, минуя смерть. Вера, подобно пшеничному зерну, таит в себе невероятную силу жизни. Она способна дать живые ростки даже тогда, когда нам кажется, что все кончено.