«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 1, 2008 год

Аксиос!

Какова мера аскетизма христианина в быту?

На вопрос «ВЖ» отвечают новорукоположенные клирики Петербургской епархии

Иеродиакон Иларион (Качур)Иеродиакон Иларион (Качур):

Мера аскетизма у каждого православного христианина, разумеется, своя. Она должна быть по его силам и не должна превышать его возможностей. Все нужно подвергать разумному рассмотрению. У мирянина такая мера должна соответствовать степени его послушания своему духовнику, который в результате помогает ему стать здоровой духовной личностью. На уровне мирянина, безусловно, возможно и необходимо бывает разумное использование любых благ цивилизации, поскольку в наше время необходимы многие технические средства и в том числе, например, различные средства связи. А для священника машина, например, является просто средством передвижения, как и для множества самых обычных людей в наше время.

Священник Даниил ВасилевскийСвященник Даниил Василевский:

Аскетизм в быту, очевидно, связан с милостыней. Своей щедростью мы и благодарим Бога за Его бесчисленные благодеяния. С другой стороны, она помогает побороть привязанность к тленному. Господь наш Иисус Христос сказал: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Хорошо, если мы стараемся ограничить себя в потребностях, чтобы отдать что-то ближнему. А мера щедрости определяется нашей совестью и верой в Промысл Божий.

Священник Павел ИсаковСвященник Павел Исаков:

«Все мне дозволено, но не все полезно», - говорит апостол Павел. Аскетика в быту возможна и в наше время, как и во все другие времена. Например, потерпеть давку в транспорте или без раздражения посидеть в длинной очереди к участковому врачу в поликлинике. Что касается современных технических средств, то сами по себе они нейтральны, их можно использовать, хотя в целом развитие современной техники может разрушительно действовать на нервную систему человека. Но и в древние времена, и в средние века соблазном могли служить какие-либо новшества, а роскошь могла соблазнять и порабощать тех, кто ею пользовался. Ведь все должно быть в меру. И воздержание должно быть разумным, и пользование благами цивилизации не должно стать пристрастием. Христианин во все времена должен быть воздержан, а степень его воздержания должна соответствовать уровню его духовного развития.

Священник Сергий КудряшовСвященник Сергий Кудряшов:

Понятие аскетизм (от греч. - упражняющийся в чем-либо) относится не только к христианству, и первоначально оно понималось как подготовка атлетов к состязаниям (тренировка). Но смысл как был, так и остается - это ограничение или отказ от жизненных благ и удовольствий. А вот ради чего? У нас, христиан, - для спасения души. Как правило, если речь идет об аскетизме, то под аскетизмом понимается контроль над плотью. И в этом проявляется сущность человека. Ведь мы не «… бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление…» [2 Пет. 2, 12], а люди, обладающие свободной волей.

Какова же мера аскетизма христианина, а тем паче в быту? Не углубляясь в тонкости количественной оценки этой меры, я бы ответил словами апостола Павла: «Попечения о плоти не превращайте в похоти» [Рим. 13, 14]. Здесь начинается аскетизм, и здесь же указана его мера.

Диакон Никита ЗверевДиакон Никита Зверев:

Для любого человека, исповедующего Христа и желающего жить по-христиански, всегда встает вопрос, насколько должна его жизнь зависеть от аскетических ограничений.

Само понятие аскетизм многими толкуется как полный отказ от всяческих житейских радостей, полное сосредоточение на посте и молитве. И такой путь для христианина действительно существует - это путь монашеского подвига, отшельничества. Тот, кто в силах понести его до конца, постигает самую высокую радость - радость земного общения с Господом, постижения тайн бытия. (Как преподобные Серафим Саровский или Сергий Радонежский, как многие православные святители-отшельники).

Однако это дается не всякому, и не всякому Господь определяет именно такое служение. Аскетические ограничения должны быть соразмерны со способностями и возможностями души каждого человека, и ни в коем случае нельзя насильно заставлять себя, скажем, соблюдать строгий пост или на долгие часы предаваться молитве.