«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 9, 2007 год

Старейший митрополит

митрополит Исидор (Никольский)

В сентябре 2007 года исполняется 105 лет со дня кончины петербургского митрополита Исидора (Никольского). Он родился при Павле I, а умер за два года до воцарения последнего русского самодержца, прожив почти 93 года… Он ушел из жизни старейшим иерархом Русской Церкви, имея практически все церковные награды.

Родился будущий митрополит, названный Яковом, 1 октября 1799 г. в семье диакона Сергия Иванова, скончавшегося вскоре после рождения сына. Отец служил в селе Никольском Каширского уезда Тульской губернии, откуда и произошла фамилия его сына. По преданию, мать Якова в первые часы своего вдовства отнесла его в приходской храм и поручила попечению Богоматери, положив перед Ее иконой. Начальное образование Яков получал дома, затем был определен в Тульское Духовное училище, в Туле же отучился в семинарии и, наконец, в 1825 г. закончил столичную Духовную академию. В том же году он принял монашеский постриг с именем Исидор и 5 сентября был возведен в сан иеромонаха. Талантливого выпускника сразу же определили бакалавром академии по кафедре Священного Писания и герменевтики и назначили библиотекарем академии.

Таким образом, на стезю священнослужения он вступил при Александре I. Перемена царствования, ознаменовавшаяся восстанием декабристов, затронула и молодого иеромонаха Исидора: ему довелось приводить учащихся столичных духовных школ к присяге на верность новому государю. Именно в правление Николая I Исидор сумел раскрыть все свои способности. В 1829 г. Исидор - уже архимандрит и настоятель Мценского Петропавловского монастыря, ректор Орловской Духовной семинарии. Через четыре года - ректор Московской Духовной семинарии и настоятель Московского Заиконоспасского монастыря.

Все говорило о том, что молодого монаха ждет епископство. Так и произошло: 11 октября 1834 г. он в 35 лет стал викарием знаменитого святителя Филарета (Дроздова), которого глубоко почитал. Почти три года, проведенные в Москве, дали владыке опыт не только архиерейского служения, но и определенного участия в церковной политике.

В 38 лет Исидор получает первую самостоятельную кафедру (епископа Полоцкого и Витебского), где активно борется с Унией. В апреле 1840 г. его переводят в Могилев, в 1841 г. возводят в сан архиепископа. Светские власти, опасавшиеся польского католического влияния, ценили деятельность Исидора. Его движение от кафедры к кафедре - явное тому подтверждение: 12 ноября 1844 г. он стал Экзархом Грузии и членом Святейшего Синода, отправившись на Кавказ, в то время бывший «горячей точкой». Владыка много содействовал новому изданию Библии на грузинском языке, учредил новую епископскую кафедру в Абхазии; для улучшения дела образования дочерей духовенства открыл женское училище в Мцхете. Им было основано местное братство для борьбы с мусульманством и язычеством, в дальнейшем выросшее в «Общество восстановления христианства на Кавказе».

Деятельность Экзарха была столь плодотворна, что в августе 1856 г. «за ревностные труды» его лично (а не по статусу занимаемой кафедры) возвели в сан митрополита! Менее чем через полтора года владыка возглавил старейшую в империи Киевскую митрополичью кафедру, а уже 1 июля 1860 г. был переведен в столицу, став митрополитом Новгородским, СанктПетербургским и Финляндским. На этой кафедре он провел более 32 лет, вплоть до кончины 7 сентября 1892 г. Никто ни до, ни после столь долго не был правящим архиереем Петербурга. В 1884 г., в день 50летия епископского служения, император согласился с мнением Св. Синода предоставить митрополиту Исидору право предношения креста во время богослужения, что являлось знаком патриаршего сана.

И все же в памяти современников митрополит Исидор запечатлен не только своими достижениями. Сейчас кажется удивительным, но в январе 1881 г. владыка весьма холодно встретил ходатайство знакомых Ф.М. Достоевского, просивших безвозмездно похоронить писателя в АлександроНевской Лавре. Митрополит заявил, что Достоевский - простой романист; что ничего серьезного не написал; что онде помнит похороны Некрасова - «было много всякого рода демонстраций, нежелательных в стенах Лавры» - и проч. Но в итоге он все же уступил: к ходатайству присоединился оберпрокурор Св. Синода К.П. Победоносцев.

С подозрением владыка относился и к отцу Иоанну Кронштадтскому, о чем последний неоднократно писал в дневниках: «Ни разу за тридцать лет он меня не встретил поотечески, добрым словом или взглядом, а всегда унизительно, со строгостью и суровостью».

Человек тонкого юмора, в старости митрополит Исидор иногда позволял себе не скрывать отношения к главным лицам оберпрокуратуры Св. Синода. Именно он придумал для товарища (заместителя) оберпрокурора В. К. Саблера (1847 - 1929) кличку «Притычкин», навсегда приставшую к чиновнику…

Время порой безжалостно к человеку. Его успехи и достижения забываются, а просчеты и ошибки, наоборот, получают известность. Но стоит помнить, что митрополит Исидор известен и как толкователь и переводчик на русский язык Библии. Он состоял почетным или действительным членом многих обществ, в том числе Копенгагенского северных древностей, Императорского русского географического, Киевской и Московской академических конференций и др. Он был человек глубоких богословских знаний, талантливый администратор. Но… был человеком своего времени, пережив которое парадоксальным образом остался в памяти потомков лишь «старейшим иерархом». И хотя это так, не будем ограничиваться только этой констатацией.

Текст: Сергей Фирсов д.и.н; профессор СПбГУ.
На фото: портрет из портретного зала СПб епархиального управления