«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 8, 2007 год

Музей Арктики

Единственный в России музей Арктики и Антарктики отмечает в этом году свое семидесятилетие - он был открыт в 1937 году. Основу музейной коллекции составили экспонаты передвижных выставок, проходивших с 1923 года в различных городах СССР на популярную тогда полярную тему. Сегодня в музее более 75 тыс. экспонатов, самые старые из которых датируются XVI веком.

Сергей Наконечный
обозреватель.
Фото автора.

музей Арктики и Антарктики

При входе посетителей встречает пенопластовая скульптура пингвина, являющаяся не чем иным, как артобъектом, оставшимся от одной выставки, во время которой десятки подобных пингвинов были расставлены вокруг музея. Сохранился лишь один, став в некотором роде музейным genius loci (лат.: гений места). Над этим пингвином и над головами посетителей, под самым потолком, застыл в вечном полете настоящий самолет-амфибия «Ш2», сконструированный инженером Шавровым в 1931 году и использовавшийся для ведения ледовой разведки в Арктике с 30-х по 60-е годы.

В основной экспозиции представлены различные экспонаты, связанные с освоением Северного и Южного полюсов нашей планеты. Папанинская палатка, различные диорамы, чучела животных и птиц, макеты кораблей, навигационное оборудование, предметы культуры и быта северных народов и, конечно, самих полярников.

Есть и совершенно уникальные экспонаты: штурвал первого в мире арктического ледокола «Ермак», сегмент глобуса с рельефной гипсометрической картой северного полушария, созданный в 1936 году на основе картографических материалов Ю.М. Шокальского, действующий каждые полчаса макет «Полярное сияние», многозначительные скульптуры «Тайга молчит» и «К знанию» (скульптор Е.Н. Персидская, 1951 год) и т.д. Или, например, следующий экспонат, не оставляющий никого равнодушным - хирургические инструменты, которыми хирург Л.И. Рогозов в положении полусидя при помощи зеркала и ассистировавших ему инженерамеханика и метеоролога под местной анестезией провел на себе операцию по удалению гнойного аппендицита на антарктической станции Новолазаревская в 1961 году. Сохранилась и фотография самого процесса.

Однако общее впечатление от экспозиции портит одно и весьма существенное «но»: музей Арктики расположен в здании Никольской единоверческой церкви (улица Марата, 24а), которую в 1931 году большевики экспроприировали и, перестроив, отдали под нужды музея. Получается, что теперь палатка первой дрейфующей научной станции стоит прямо на месте алтаря, а вместо фресок - Ильич и советские полярники, радостно размахивающие красными флагами. Под самым куполом висит лозунг: «Антарктида - континент мира и дружбы». Хорошо, что не Колыма. Конечно же, использование храмовых зданий в качестве музеев (и это еще не самый худший вариант!) широко практиковалось большевиками и продолжает практиковаться их сегодняшними идейными наследниками. Но неужели для музея до сих пор не найти более подходящего помещения? В 1993 году одну из часовен Никольской церкви все же возвратили единоверческой общине, а во второй часовне по-прежнему находится трансформаторная будка. А в храме - музей. И воз, а точнее сани из антарктической экспедиции Роберта Скотта, и ныне там.