«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 8, 2007 год

Знакомьтесь: братство православных следопытов

братство православных следопытов

Всем известна книжка Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Думаю, что у многих современных бабушек и дедушек упоминание о доблестной «команде» вызывает буквально слезы умиления - «эх, были дети в наше время!» Но мало кто знает, что герои этого бестселлера списаны отнюдь не с пионеров предвоенной поры, а со скаутов дореволюционной России. Дело в том, что в работе над книгой Гайдару было разрешено использовать уничтоженные позднее «белые» архивы, в которых подробно описывалась деятельность скаутских патрулей. Так, фактически нелегально, идеи скаутинга воспринялись советской «Организацией юных ленинцев». Но пионерская организация ныне не популярна. Педагогика находится если не в кризисе, то в изрядном замешательстве от множества хлынувших в нее отовсюду модных идей. Может, пришло время поговорки «новое - это хорошо забытое старое»?

Возвращаясь к старому, вспомним, кто же такие скауты. В переводе с английского «scout» значит «следопыт», «разведчик». Родоначальница скаутинга - Англия. Олег Иванович Пантюхов, полковник русской армии, перенес опыт английских юных разведчиков в Россию, где организация просуществовала до революции, собрав под своим флагом десятки тысяч детей и подростков. В рядах следопытов состоял сам Наследник Российского Престола Царевич Алексей. После революции те из скаутов, кто не смог или не захотел эмигрировать, были целенаправленно арестованы и убиты, поскольку представляли собой угрозу «красным диктаторам» (русский писатель Борис Зайцев посвятил этим событиям роман «Золотой узор», написанный им в эмиграции). О героизме «юных разведчиков» вспоминал и академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Ему, ценой собственной жизни, помог бежать из лагеря на Соловках юный скаут.

В современной России есть несколько организаций, работающих по скаутскому методу. Одна из них - «Братство православных следопытов».

Организация эта была создана более 10 лет назад при синодальном Отделе по делам молодежи по благословению Святейшего. Отделения «Братства» открыты в 15 регионах страны.

100 лет, прошедшие со дня появления скаутинга, свидетельствуют о том, что бывшие члены этой организации - это сегодняшние наиболее успешные политики, ученые, бизнесмены, те, в чьей воле изменять лицо родной страны. В США - 90 % представителей элиты - бывшие скауты, в Европе - 70 %. В чем же секрет успешности скаутов?

Сравним, к примеру, лагерь Московского отделения «Братства православных следопытов» и просто «лагерь отдыха имярек». Чувствуете разницу? Правильно. Слово «отдых» применительно к скаутскому лагерю неприемлемо. Потому что туда едут не набирать вес от «хорошо сбалансированного питания», и не трястись на дискотеках. Не отдыхать, в общем, едут дети (да простят меня пришедшие в ужас от этих слов папы и мамы), а работать. Каждый день в таком лагере - это обучающий цикл.

Спортивное ориентирование, скалолазание, выживание в экстремальных условиях, основы менеджмента, основы психологической устойчивости - вот неполный перечень умений, которыми должен овладеть подросток к концу лагерной смены, к «скаутскому ралли» - зачету, на каждом этапе которого оцениваются навыки, усвоенные ребятами. И главное - задания ставятся так, что выполнить их можно, только работая командой - скаутским «патрулем». Этим подчеркивается, что выучка, какой бы она хорошей ни была, не может ни заменить, ни тем более отменить взаимовыручку.

«Несколько месяцев назад нас пригласили на тренировку Подразделения особого назначения на полигон МВД, - рассказывает диакон Михаил Першин, работающий в московском отделении «Братства», - с гордостью показывали работу на полосе препятствий и отмечали, что такие задания, как, например, взятие отвесной шестиметровой стены, особенно сближает команду. А я смотрел и понимал, что все это нам уже давно и хорошо известно. Но наша задача не сводится к воспитанию суперменов. В отличие от воспитанников многих современных педагогических систем, став членом «Братства», подросток должен «сделать себя» не для того, чтобы упиваться собственной крутизной, а для того, чтобы быть готовым приложить свои навыки и умения в самых трудных ситуациях, помочь тем, кому «непопулярно» помогать в современном прагматическом мире. Мы, прежде всего, учим делиться тем, что имеешь - знаниями, навыками, радостью, верой.

Так, например, со старшими ребятами, уже получившими серьезную подготовку, мы ездим в детские дома, в приюты, где «следопыты» проводят «мини ралли» - это и устройство безопасных скалолазных трасс, и выпечка «скаутского» хлеба, и обучение стрельбе из пневматического пистолета. Видели бы вы сияющие глаза детдомовцев! И еще одна цель - это миссионерское служение. Для выполнения этой цели мы занимаемся изучением родной литературы, истории, в том числе истории Русской Православной Церкви. Мы - православная страна с тысячелетней культурой, у нас есть что сказать этому миру, и наши дети должны в полной мере владеть духовными и культурными богатствами своей Родины».

Текст: Светлана Звягинцева
корреспондент