«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 8, 2007 год

Феномен богословского образования

Феномен богословского образования

Для чего государству теологи? Должен ли вуз воспитывать? Кем может работать выпускник Духовной семинарии, если он не принял сан? Эти и многие другие вопросы обсуждались представителями столичных и региональных вузов 15 июня на круглом столе «Духовное и светское высшее образование: точки соприкосновения»

Семинар организован православным журналом «Фома» и прошел в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна (СПбГУТД). Участники дискуссии - от ректора светского университета до игумена, проректора семинарии, - в сущности, пришли к единому мнению: какое бы образование ни давало учебное заведение, оно должно воспитать грамотного специалиста и хорошего человека.

Мария ТаланкинаЗав. сектором научно-методического обеспечения религиозного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г. Москва) Мария Таланкина:

- Последние 15 лет мы пытаемся объяснить вещи очевидные, все еще преодолевая атеистические штампы. Например, представление о том, что светское и религиозное образование являются взаимоисключающими. Ведь до сих пор вопрос о включении теологии в номенклатуру специальностей научных работников Высшей Аттестационной Комиссии РФ не решен. Но светскость образования более корректно определять его целью, а не мировоззрением. Если вуз готовит специалистов, которые будут работать в общественной, научной, культурной сфере, то в этом смысле образование светское. Но платформой гуманитарного образования, на мой взгляд, должно оставаться мировоззрение верующего разума, - не как идеология, а как питательная среда. Отсюда ясно, какие задачи стоят перед богословским образованием: кроме решения внутренних богословских и церковнопрактических задач, быть рычагом взаимодействия богословия и науки, в частности, гуманитарной науки, культуры, общества и государства.

Алексей ШвечиковДиректор Межвузовского центра по религиоведению, созданного на базе СПбГУТД, Алексей Швечиков:

- В Санкт-Петербурге из 100 с лишним вузов курс религиоведения читается в 23-х. Это еще раз говорит о том, что даже этот канал не используется для религиозного просвещения населения, хотя бы в общекультурном плане. Но главное, что в таком виде, в каком сегодня преподается религиоведение, оно преподаваться не должно. Это не предмет! Надо создавать настоящую науку о религии, а не давать атеистическую пропаганду, стоящую на постулате, что верующий человек не имеет права преподавать религиоведение. Ведь в каждой религии основу составляет культ, религиозная практика. Если ты не стоял перед иконой, не молился, не обращался к Богу, что ты понимаешь в религии? Во внешней стороне ты можешь разобраться, но не поймешь сути… Нужно что-то делать с этим, потому что даже в советское время кафедры научного атеизма давали студентам информации больше, чем нынешние курсы религиоведения.

игумен Тарасий (Ланге)Проректор Смоленской Духовной семинарии игумен Тарасий (Ланге):

- Проблемы везде одинаковы, и в первую очередь - проблема кадров. Религиоведение, теологию, как мы видим, преподают люди, оторванные от живой традиции. А кадры для семинарии, особенно на периферии находящейся, тоже оторваны, но не от живой церковной традиции, а от серьезной богословской традиции. Попросту говоря, у нас не хватает методологии, не хватает сильных и грамотных педагогов. Конечно, МДА выпускает высококвалифицированных специалистов, но кто из них поедет на периферию? К тому же даже в этих кадрах есть недостаток: это совсем еще мальчики, хоть и защитившие кандидатские диссертации, у них отсутствует зрелость, сама способность учить. Требуется время для того, чтобы человек смог стать наставником. И потому еще очень нескоро мы будем иметь настоящих учителей в семинарском образовании. Точно так же, думаю, нескоро у нас появятся кадры, которые грамотно могли бы преподавать религиоведение и в вузах.

Алексей ДемидовРектор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна Алексей Демидов:

- Основная задача вуза - научить учиться, воспитать в молодом человеке потребность постоянно совершенствоваться. И я не зря сказал «воспитать», потому что чисто схоластически дать студенту набор конкретных знаний, конечно, можно, но процесс образования - это гораздо шире. Человек должен выйти из университета сформировавшейся личностью. Поэтому развитие той части образовательного учреждения, которая обеспечивает воспитательную работу, крайне важно.

И, конечно, основное воспитание студента происходит через общение с преподавателем. Невозможно полюбить предмет, на мой взгляд, если личность педагога не будет харизматической, яркой. Поэтому сегодня вузам остро необходимы грамотные, талантливые педагоги. Мы попросту должны привлекать к себе сильных личностей и платить им нормальные деньги. Создать благоприятную атмосферу и возможность обеспечения труда тем, кто реально работает и вкладывает в это душу, задерживать у себя как можно дольше таких людей, сделать так, чтобы им было интересно трудиться именно у нас - вот на это направлены все наши усилия.

Что касается религиоведения - у нас сейчас подготовлены документы для введения нескольких новых специальностей, в том числе, и религиоведения. Но как-то выделять эту специальность из всех, с точки зрения большей или меньшей приоритетности, я бы не стал. Кстати, хотелось бы подчеркнуть, что существуют законодательные акты, которые предписывают, чтобы вузы были свободны от любой агитации - как политической, так и религиозной.

Но, с другой стороны, сегодня для молодого поколения крайне важно воспитание чувства гордости за свою страну, интереса к традициям, - и с этой точки зрения университету было бы интересно сотрудничать с Православной Церковью.

иеромонах Лука (Степанов)Зав. кафедрой теологии Рязанского государственного университета иеромонах Лука (Степанов):

- Теология - это одна из специальностей высшего гуманитарного образования, и как трудоустроится получивший это образование - трудно предположить, это зависит от его собственной прыти, склонности, расположения.

Иногда совсем не то, к чему студента готовили, вдруг становится его поприщем, на котором он приносит много пользы.

Феномен здесь в том, что в «стране слепых» прибавится несколько десятков зрячих. И неужели им негде будет приложить свои знания, когда вокруг такое засилье сектантства, невежества, порока, которые выставляются как нормативы!

В этом смысле всякий выпускник отделения теологии, реально усвоивший предмет, - это светильник, носитель правильного мировоззрения. То есть, главная ценность выпускника богословского, теологического факультета, - здоровое мировоззрение плюс хорошее гуманитарное образование.

Анна Ершова