«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 8, 2007 год

Открытия из закрытого фонда

выставка в ГМИР

«Неизвестные работы известных мастеров», - так называется выставка, работающая до 20 сентября в Государственном музее истории религии. Она приурочена к 75-летию музея и представляет картины русских художников XVIII-ХХ веков из собрания ГМИР. За всю историю музея это первая выставка из фондов, экспонаты для которой выбирались исключительно по принципу художественной ценности. Причем большая часть произведений, несмотря на свою принадлежность именитым мастерам, выставляется впервые.

За последнее время в процессе подготовки различных выставок в фондах музея было сделано немало любопытных открытий. Так, например, в 2000 году реставраторы ГМИР обнаружили на картине «Христос в терновом венце» подпись Крамского. Изначально считалось, что картина написана не русским художником, и до сих пор в музее она хранится в разделе западной живописи. В 2003 году, когда делали выставку к юбилею города, была атрибутирована картина Ивана Макарова (автора знаменитых портретов Натальи Николаевны ПушкинойЛанской и ее детей) «Нагорная проповедь». Раньше она находилась в церкви св. вмч. Георгия Победоносца при Главном и Генеральном штабе. В связи с чудесным спасением Царской Семьи в железнодорожной катастрофе близ станции Борки обновили убранство этого храма, и на картине (точнее, иконе, т.к. это молельный образ) в виде людей, которым проповедует Христос, изобразили Императора Александра III, Императрицу Марию Феодоровну и их детей. Наконец, во время подготовки нынешней выставки сотрудники музея в буквальном смысле нашли работу венгерского художника Михая Зичи, который много работал при дворе Николая I и Александра II. Рисунок Зичи «Николай I - освободитель христиан на Востоке», в свое время не понравившийся Николаю I, считался утраченным.

Живопись и графика собраны в ГМИР по тематическому принципу: все работы в той или иной степени имеют отношение к религии. Поэтому музейная коллекция вряд ли может претендовать на концептуальную стройность, скорее, на широту охвата темы отражения религиозной жизни России в произведениях русских художников. Пестрота и неоднородность выставки проявляется и в пояснительных подписях к картинам: то историческая справка (об авторе или сюжете), то отрывки из высказываний самих художников или критиков, то цитаты из Священного Писания.

В представленных произведениях тема веры и Церкви трактуется очень по-разному: положительно, сложно, а то и вовсе отрицательно. От молельных образов и архитектурной графики (изображений внешнего и внутреннего убранства храмов) - до бытовых сцен, часто сатирических. Автор экспозиции, кандидат искусствоведения Марина Басова, объяснила, что для выставки собраны еще самые безобидные работы: «У нас в фондах хранится множество антиклерикальных произведений, которые никогда не будут выставлены - уж слишком они оскорбительны для православных. Даже меня, хоть я человек неверующий, многое коробит». Справедливости ради стоит отметить, что радикально-антицерковные картинки Н.Волкова для журнала «Безбожник» не так оскорбительны, как может показаться на первый взгляд. Например, шарж на «модного митрополита», лидера обновленчества Александра Введенского современного православного зрителя лишь позабавит.

Один из ярких примеров сатирической антицерковной живописи - картина Павла Яковлева «В тихой обители». Посетители выставки часто не понимают ее сюжета (и это говорит о гораздо более уважительном отношении к монашествующим, чем во времена написания картины). А все очень просто: в коридоре некрасиво дерутся две полюбовницы настоятеля монастыря, а монахи, в том числе и виновник происходящего, с интересом наблюдают за «поединком». Более того, в кабинете настоятеля (назвать это помещение кельей язык не поворачивается) видна картина фривольного содержания, в обычное время закрытая портьерами. В свое время это произведение было настолько популярным, что автор сделал несколько копий, незначительно отличающихся друг от друга.

Некоторые художники рассматривали проблемы Православия и, шире, веры в историческом ключе. Например, Клавдий Лебедев искал сюжеты для своих картин в летописях, что, по сути, делает их иллюстрациями для учебника истории причем в разделе «Царствование Алексея Михайловича». Николай Матвеев (современник Сурикова и Репина), некогда очень популярный художник, тоже обращался к допетровскому времени, но его больше волновала не история как таковая, а историческая психология нравов: на картине «Против воли постриженная» изображена женщина средних лет в монашеском одеянии, с властным взглядом, явно не из простых. В ее лице - и гнев, и попытка смириться со своим новым положением.

Владимир Кузнецов много занимался изучением жизни и быта старообрядцев. На картине «Канун», в свое время чрезвычайно известной (художник был награжден за нее заграничной командировкой), изображены четыре женщины, совершающие заупокойное моление на могиле: женщина средних лет - очевидно, жена усопшего, две дочери (взрослая девушка и подросток) и пожилая женщина - мать или теща. Сам художник считал, что изображает людей, опутанных сетями предрассудков. Но для современного зрителя важнее тонко переданное отношение людей разных возрастов к смерти: от полного равнодушия девочки до полной же отрешенности от мира старухи, словно слившейся воедино со своим молитвословом.

Имена художников, о которых шла речь выше, известны только специалистам. Но в экспозиции есть и произведения Боровиковского, Бруни, Перова, Васнецова, Нестерова, Кустодиева. Творчество многих из них предстает с неожиданной стороны. Вряд ли широкой публике известно, что Айвазовский - известный мастер морского пейзажа, - писал картины в самых разных жанрах, в том числе на религиозную тему. Его картина «Хождение по водам», представленная на выставке, по композиции немного напоминает «Девятый вал», но по смыслу прямо ему противоположна: там - беспомощность человека перед стихией, здесь - всемогущество веры.

Василий Перов, знаменитый живописец-жанрист (кстати, Клавдий Лебедев и Павел Яковлев, о которых шла речь выше, - его ученики), предстает на выставке как автор исторических композиций «Восстание декабристов», «Суд Пугачева» и «Крещение Руси». Первые две имеют весьма опосредованное отношение к религии, но не выглядят неуместными, своим скупым драматизмом вызывая размышления о проблемах кризиса власти и народного бунта.

К иконам, написанным Виктором Васнецовым или Михаилом Нестеровым, искусствоведы и люди верующие относятся по-разному. Одно очевидно - стиль Васнецова и Нестерова, пытавшихся по своему разумению возродить церковную живопись, в итоге в русской иконописи не прижился. Это и немудрено: по сути он был внешне-декоративным, в нем не было подлинной духовной глубины.

В творчестве представленных художников отразились многие проблемы, стоявшие перед секуляризованным русским обществом в конце XIX - начале ХХ века. И многие из них не потеряли актуальность и сегодня.

Татьяна Кириллина