«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 8, 2007 год

Глобализация Христа

Иерей Константин Костромин
info@aquaviva.ru

Иерей Константин КостроминМного копий сломано в спорах, нужно ли бояться глобализации. Термин, активно вошедший в речевой оборот каких-то десять лет назад, теперь часто вызывает панику у запуганных опасностями людей. Кажется, что этот злобный вирус был разработан в лабораториях ученых и выпущен на свет неведомыми врагами человечества. Так ли это? Каким могло бы быть отношение к глобализации Христа? Вопрос отнюдь не праздный, как может показаться на первый взгляд. «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2, 15) - эти слова являются определенным руководством к действию. Христос стремится сохранить индивидуальность каждого человека, а особенно настойчиво говорит Он о том, что должны быть развиты личные дарования. Если у кого-то есть выдающийся голос, он должен быть лучшим на оперной сцене. Глобализм же стирает все особенности и дарования. Ведь ты своим голосом демонстрируешь, что остальные хуже! А это некорректно, ведь они не виноваты, что родились без голоса. И так везде. Глобальный мир - это мир иллюзорно справедливый, но вместе с тем это мир посредственностей.

Глобализм заставляет всех людей играть в единство, не позволяя иметь что-то втайне. Отсюда и национальные конфликты, в которых взбунтовавшиеся против насильственной любви народы отстаивают право иметь свою культуру и ни от кого не зависеть. Однако у медали есть и другая сторона. Христос явился на землю в тот момент, когда единственная мировая империя создала уникальный для своего времени глобальный мир. И, предостерегая учеников от соблазна глобального зла, Он все-таки полагался именно на эти беспрецедентные возможности коммуникации: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Появление Вселенской Церкви стало воплощением этой глобалистской основы христианства. Разве это не глобализм, когда на смену рухнувшей Римской империи пришла Христианская Церковь, объединяя собой в единый организм почти в два раза больше людей и территорий, чем эта величайшая из империй?!

Я опасаюсь глобализма. Боюсь, что насильно заключенное в братские объятья человечество поддастся соблазну какого-нибудь притягательного зла, а средства общения сделают его распространение совсем легким. Боюсь превратиться в слепой винтик «коллектива». И единственное, чему учит история - это неизбежности постепенной глобализации. Но ведь христианство - не пассивно! Христос призвал нас не бегать мира, а принести туда Благую весть! И, стало быть, те возможности, которые в глобализации обретает человечество, должны быть использованы в христианских целях. А добиться этого - в наших силах!