«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 8, 2007 год

Отвергнутый камень

Евангелие на Литургии в неделю 13-ю по Пятидесятнице (Мф. 21, 33-42)

Церковнославянский перевод [Примечание]:

 Рече2 гдcь при1тчу сію:

33 человЁкъ нЁкiй бЁ домови1тъ, и4же насади2 віногра1дъ, и3 w3пло1томъ w3гради2 є3го2, и3 и3скопа2 въ не1мъ точи1ло, и3 созда2 сто2лпъ, и3 вдаде2 и5 дёлателємъ, и3 tи1де.

34 Е#гда1 же прибли1жисz вре1мz плодw1въ, посла2 рабы6 своz2 къ дёлателємъ пріz1ти плоды2 є3гw1.

35 И# є4мше дёлателє рабы6 є3гw1, џваго u4бw би1ша, џваго же u3би1ша, џваго же ка1меніемъ поби1ша.

36 Па1ки посла2 и4ны рабы6 мно1жайшz пе1рвыхъ: и3 сотвори1ша и5мъ та1коже.

37 Послэди1 же посла2 къ ни2мъ сн7а своего2, глаго1лz: u3срамz1тсz сн7а моегw2.

38 Дёлателє же ви1дэвше сн7а, рёша въ себЁ: се2й є4сть наслёдникъ: пріиди1те, u3біе1мъ є3го, и3 u3держи1мъ достоz1ніе є3гw1.

39 И# є4мше є3го, и3зведо1ша во1нъ и3з8 віногра1да, и3 u3би1ша.

40 Е#гда2 u4бо пріи1детъ гдcи1нъ віногра1да, что2 сотвори1тъ дёлателємъ тёмъ;

41 Глаго1лаша є3мY: ѕлы1хъ ѕлЁ погуби2тъ и5хъ, и3 віногра2дъ преда1стъ и4нымъ дёлателємъ, и5же воздадz2тъ є3мY плоды2 во времена2 своz2.

42 Глаго1ла и55мъ i3и7съ: нёсте ли чли2 николи1же въ писа1ніихъ: ка1мень, є3го1же °не въ рzдY сотвори1ша° зи1ждущіи, се1й бы1сть во главY u4гла; t гдcа бы1сть се1й, и3 є4сть ди1вна во џчію ва1шею.


 °небрего1ша°

Русский Синодальный перевод:

Сказал Господь притчу сию: 33 был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. 42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Русский перевод епископа Кассиана:

Сказал Господь притчу сию: 33 Был человек хозяин дома, который насадил виноградник и стеной его обнес, и выкопал в нем точило, и построил башню, и сдал его виноградарям, и уехал. 34 Когда же приблизилось время плодов, послал он своих рабов к виноградарям взять плоды свои; 35 и взяли виноградари рабов его, кого прибили, кого убили, кого камнями побили. 36 Снова послал он других рабов, в большем числе, чем первых: и поступили с ними так же. 37 Наконец, послал он к ним сына своего, говоря: «устыдятся сына моего». 38 Виноградари же, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; давайте, убьем его и завладеем наследством его». 39 И взяв его, выбросили вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет господин виноградника, что сделает он с виноградарями теми? 41 Говорят Ему: предаст их, как злодеев, заслуженной ими злой смерти и виноградник сдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды в свои сроки. 42 Говорит им Иисус: никогда не читали вы в Писаниях: «Камень, который отвергли строители, он сделался главою угла: от Господа это, и удивительно в глазах наших»?

Русский перевод Сергея Аверинцева:

Сказал Господь притчу сию: 33 «Был некий домохозяин, который насадил виноградник, и обнес его оградой, и выкопал в нем давильню, и построил сторожевую башню и сдал его внаем виноградарям, и удалился. 34 Когда же настало время собирать урожай, послал он рабов своих к виноградарям востребовать свою долю урожая; 35 но виноградари схватили рабов его и кого прибили, кого убили, а кого и камнями побили. 36 Опять послал он новых рабов, больше, чем в первый раз, но и с ними поступили так же. 37 Напоследок послал он к ним сына своего, рассуждая: «Уж сына-то моего они постыдятся!» 38 А виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «Это наследник; давайте убьем его и завладеем наследством его!» 39 И они схватили его, извергли вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда вернется хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» 41 Они говорят ему: «Предаст злых злой кончине, а виноградник вверит другим виноградарям, которые будут отдавать ему урожай в должное время. 42 Говорит им Иисус: «Или вы никогда не читали в Писании: "Камень, что отвергли строители, он-то лег во главу угла; от Господа произошло сие, и дивно в очах наших"?»


Притча о Церкви

Значительная, если не большая, часть Евангельских притчей имеет в виду поведение конкретного человека. Возьмем, к примеру, притчу о богаче и Лазаре или о мытаре и фарисее, о двух должниках, о талантах, о сеятеле и так далее. Везде фигурируют люди в их отдельности, с их личным нравственным и духовным выбором.

Притча же о злых виноградарях отличается тем, что описывает поведение целой группы людей, причем именно как группы, то есть некоего общества, хотя, возможно, и не очень многочисленного, но объединенного ради какого-то одного дела и одной цели. Вчитавшись внимательнее в саму лексику и вглядевшись пристальнее в набор образов, используемых в притче, - столь явно библейских, - мы понимаем, что первоначальное назначение этой группы очень схоже с тем, как определяет смысл своего бытия Церковь, народ Божий.

Уже это, пока чисто внешнее, формальное наблюдение позволяет сделать вывод, что основной темой притчи о злых виноградарях является тема Церкви - ни больше, ни меньше.

Конфликт неизбежен

Упомянем и еще одно, также пока лишь чисто внешнее обстоятельство. Если мы посмотрим, где эта притча находится в Евангелии, то увидим, что во всех трех синоптических Евангелиях она занимает место в последних главах перед повествованием о Страстях: в Мф. - это 21-я глава, в Мк. - 12-я, в Лк. - 20-я. Эта притча, как и некоторые другие довольно резкие высказывания и обличения, были произнесены Господом в Иерусалиме, куда Он буквально накануне торжественно вошел и где сразу же над ним стали быстро сгущаться тучи, - все это происходило в первые дни Страстной седмицы. Собственно, именно подобные речи и привели Иисуса на Крест.

Что же так уязвило тогдашних слушателей Христа, и - еще более важный вопрос - почему и для кого актуальна эта притча сегодня?

Библейский образ, использованный в притче, - образ виноградника, позаимствован из притчи в 5-й главе книги пророка Исаии, начинающейся нежными, трогательными, почти как из любовной лирики, словами: «Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его» (Ис. 5, 1). Далее в тексте Исаии говорится о том, как хозяин (аллегория Бога) насадил виноградник (аллегория народа Божия), окружил его всяческой заботой, рассчитывая снять хороший урожай, но вместо этого получил только дикие ягоды. Суров приговор бесплодному винограднику (народу): «отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении» (Ис. 5, 5-6).

Виноградник, если следовать притче Исаии, - это Израиль, ветхозаветная Церковь. Но притча в устах Христа имеет в виду нечто другое. Виноват не виноградник, а те, кто поставлен отвечать за его процветание и плодоношение. Если быть точным, то притча Иисусова обращена не просто к Церкви в целом и уж тем более не вообще ко всем людям (как некоторые другие притчи), а только к тем, кто ответственен за Церковь, исполняя в ней определенные руководящие функции - иначе говоря, к церковной иерархии. В этом, кстати, состоит и трудность произнесения данной проповеди в храме, где большинство присутствующих представляют собой не церковных иерархов, а рядовых членов Церкви. Кого имеет в виду притча, прекрасно понимали ее непосредственные слушатели: «И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит» (Мф. 21, 45).

Неудивительно и то, чем закончилось для Иисуса Христа произнесение подобных речей. Заметим еще раз, произошло это не где-нибудь на дорогах Галилеи, среди простых слушателей, а в самом Иерусалиме - Святом городе, средоточии тогдашней церковности и праведности.

Ответственность за Церковь

И все же эту по-своему уникальную притчу можно трактовать и в более широком смысле. Не была бы она включена в число воскресных чтений за Литургией, если бы дело сводилось только к иерархическим служениям в Церкви. Ведь каждый, кто входит в Церковь, несет тем самым определенную ответственность, большую или меньшую. Каждый из нас не просто занимает какое-то маленькое, неприметное, ведомое только ему самому укромное местечко, но так или иначе отвечает за какой-то, пусть не слишком широкий, круг братьев и сестер, а значит, в каком-то смысле, и за Церковь.

Притча о злых виноградарях в достаточно резкой и отчетливой форме показывает, как незаметно может происходить опасная подмена Церкви как человеческого общества чем-то другим - тоже обществом, внешне довольно сплоченным, но с принципиально другим содержанием. Объединяясь, люди и в самом деле ставят перед собой разные, порой высокие, достойные и красивые цели, но эти цели достигаются лишь для удовлетворения своих амбиций и желания самоутвердиться. Наша же притча говорит о том, что все плоды, которые приносит Церковь, принадлежат ее Единственному Хозяину, Господу, насадившему виноградник. Он - Тот Хозяин, Который со странным и совершенно непонятным, необъяснимым для нас доверием посылает к виноградарям сначала одну партию слуг, потом - другую, еще большую, а потом и Своего Единственного Сына. А Он-то, отвергнутый виноградарями, как строители ошибочно отвергают краеугольный камень, и есть Тот, на Ком зиждется сама возможность существования и произрастания виноградникаЦеркви.

Протоиерей Александр Сорокин


[Примечание]  Для правильного отображения текста на церковнославянском языке в системе должен быть установлен шрифт IrmologionUCS.ttf [Скачать].