«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 8, 2007 год

Гимн Иисусу Христу

Апостол на Литургии в праздник Успения Пресвятой Богородицы (Флп. 2, 5-11)

Церковнославянский перевод [Примечание]:

Бра1тіе, сіе2 да мyдрствуетсz въ ва1съ, є4же и3 во хрcтЁ їи7сэ,

и4же во џбразэ бж7іи сы1й, не восхище1ніемъ непщева2 бы1ти ра1венъ бг7у.

Но себе2 °ўма1лилъ°, зра1къ раба2 пріи1мъ, въ подо1біи человёчестэмъ бы1въ, и3 џбразомъ w3брётесz я4коже человёкъ.

Смири1лъ себе2, послушли1въ бы1въ да1же до сме1рти, сме1рти же крcтныz.

Тёмже и3 бг7ъ є3го2 превознесе2, и3 дарова2 є3мY и4мz, є4же па1че всz1каго и4мене:

10 Да w3 и4мени їи7совэ всz1ко колёно поклони1тсz, нбcныхъ, и3 земны1хъ, и3 преиспо1днихъ:

11 и3 всz1къ z3зы1къ и3сповёсть, я4кw гдcь їи7съ хрcто1съ, въ славу бг7а nц7а2.


 °и3стощи1лъ°

Русский Синодальный перевод:

5 Братья, в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Русский перевод архимандрита Ианнуария:


5 Пусть ваши помышления будут такими, какие и подобает иметь тем, кто во Христе Иисусе.
6 Он, живя жизнью Бога,
не мыслил, как о добыче,
быть равным Богу.
7 Но все, чем владел, отдал Он,
жизнь раба приняв,
став подобен людям.
И облик принявший человека,
8 Он себя смирил,
став послушным до смерти -
даже до смерти крестной.
9 Потому и Бог Его выше всех возвысил
и даровал Ему Имя
выше всякого имени,
10 чтобы пред Именем Иисуса
преклонилось всякое колено
небесных и земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал:
Иисус Христос - Господь! -
во славу Бога Отца.

Русский перевод епископа Кассиана:

5 Братья, имейте между собой те же мысли, что и во Христе Иисусе: 6 Который, будучи в образе Божием, не счел для Себя хищением быть равным Богу, 7 но уничижил Себя, приняв образ раба, быв в подобии человеческом и по виду став как человек. 8 Он смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной. 9 Потому и Бог превознес Его и даровал Ему Имя, которое выше всякого имени, 10 чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Иисус Христос - Господь, во славу Бога Отца.


Во дни, когда Церковь отмечает память Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией читается отрывок из Послания к Филиппийцам святого апостола Павла. Это очень известное место - гимн Иисусу Христу, гимн Боговоплощению и его спасительным следствиям. Бог явился во плоти, как Человек, как один из нас.

Вочеловечение Бога было и остается совершенным откровением Бога людям, откровением в Слове Божием. В Слове не просто сказанном и даже не в Слове написанном, но в Слове, воплощенном в величайшей Личности, в Богочеловеке Иисусе из Назарета, родившемся от Девы Марии, жившем среди нас, учившем, страдавшем, распятом, воскресшем и вознесенном к небесному престолу, откуда Он и сошел на землю через Пресвятую Деву. Вот это, повернувшее весь ход мировой истории событие, и отражает один из самых древних церковных гимнов.

Гимн делится на две части. В первой из них воспевается Иисус Хрисос как воплощенный Сын Божий, Который во w4бразе бж=iи сы1й, то есть премирно существует в Божественной вечности и в Божественном величии, и Который не восхище1нiемъ непщева2 бы1ти ра1венъ бг=у. То есть не почитал для Себя чем-то чуждым то равенство Богу, которое надо было бы достигать праведным или неправедным усилием.

Иначе говоря, Он был, есть и остается Богом. «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16), Сын Божий себе2 и3стощи1лъ, зра1къ раба2 прiи1мъ, въ подо1бiи челове1честемъ бы1въ.

Свободным волеизъявлением Он и3стощи2лъ себе1, отдал Себя другим, отдал всем нам то, что принадлежало Ему, и чего у нас не было и быть не могло. Он принял на себя положение раба, сделался подобным человекам.

Возможно, эти слова гимна у некоторых читателей вызовут недоумение. Разве Христос отказался от Своей божественности, погрузившись в полную страданий человеческую жизнь? Нет! Имеется в виду то, что Он, оставаясь Богом, отказался использовать свою Власть, присущую ему по божеству.

Он сознательно и добровольно ограничил Себя, смирившись да1же до сме1рти, сме1рти же крcтныя. Крестная смерть - крайнее проявление спасительного самоотречения живущего в небесной славе Господа. Именно смерть на Кресте апостол Павел понимает как появление божественной силы и божественной премудрости (1 Кор. 1, 24). В этом божественном «истощании» - решающее событие нашего спасения.

Как трудно понять и принять это людям, которые полагаются на успех, достигаемый земной властью и силой. Но Премудрость Божия не похожа на мудрость человеческую. Иисус Христос учил: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 42-45).

Вот и апостольское чтение открывается словами: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе

Иисусе». Апостолу Павлу принадлежат также парадоксальные с точки зрения здравого смысла слова: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 10, 10), ибо Иисус Христос сказал ему о Себе: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 10, 9). В этих словах отзвук иной мудрости, не «мудрости» греха, а мудрости Божией.

Если первая часть гимна говорит о воплощении и спасительной смерти Иисуса Христа, то его вторая часть - весть о спасительном Воскресении и Вознесении Спасителя. «Бог превознес Его». Заметим: не просто «вознес», а «превознес». Иисус из Назарета стал Превознесенным! Такой необычайный статус в Ветхом Завете мог иметь только Бог. Ныне эта честь дана Христу. Она отражается также в дарованном Ему Имени, которое выше всех земных имен. Это может быть только Имя Божие.

Человеку даровано Имя Божие, которому поклоняется всякое колено небесных, то есть ангелов, земных, то есть обитателей земли, и преисподних, то есть душ почивших. «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр. 5, 13).

Всякий язык будет исповедать, что Имя Божие отныне неотъемлемо принадлежит Иисусу Христу, Сыну Божию и Спасителю. Имя это - Кириос, Господь!

Когда же произойдет поклонение всех сил? Когда раздастся исповедание всех языков? Окончательно это произойдет в конце времен, когда для всех станет видима слава Иисуса Христа, и они присоединятся к исповеданию Иисуса Господом.

Ныне же Его слава и владычество еще скрыто от мира. Только верующие знают, что со Христом уже произошла смена веков, уже пришло Царство Божие. Только верующие уповают на то, что сокрытое ныне безграничное владычество Христа, однажды станет явным для всего мира в славу Бога Отца.

Только верующие знают: «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10, 9).

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)


[Примечание]  Для правильного отображения текста на церковнославянском языке в системе должен быть установлен шрифт IrmologionUCS.ttf [Скачать].