«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 8, 2007 год

Чтение Писания

Чтение Писания. Протодиакон Андрей Левин

Первую половину Литургии, Литургию оглашенных, еще называют Литургией Слова, поскольку центральное место в ней занимает чтение Священного Писания и проповедь. В Литургии Слова проявляется совместный труд иерархии и мирян в хранении истины, которая, согласно Посланию восточных Патриархов (1869 г.), «вручено всему народу церковному». Чтение Писания всегда составляло неотъемлемую часть евхаристического собрания. В одном из древнейших описаний Евхаристии мы читаем: «… бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам и селам, и читаются, сколько позволит время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все мы встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитвы… приносятся хлеб, и вино, и вода…» (мч. Иустин Философ; II век).

В современном последовании Литургии чтение Священного Писания следует после входа с Евангелием. По окончании входа предстоятель возглашает: «Мир всем». Мир - это Сам Христос (см. Еф. 2, 14). Этим приветствием начинается каждая часть евхаристического священнодействия. Оно служит нам напоминанием, что Сам Христос посреди нас, Сам возглавляет Евхаристию.

Далее чтец произносит прокимен. «Прокимен» в переводе с греческого означает «то, что предшествует». Сегодня прокимен - это две или три строки из различных псалмов, поочередно повторяемые чтецом и хором. В древности он состоял из целого псалма.

Псалмы, написанные как песнопения, всегда имели особое значение и использовались для богослужений в ветхозаветной Церкви - Израиле. В богослужения же новозаветные псалмы вошли как целиком, так и отдельными стихами. Но если все Писание пророчествует о Христе, то псалмы являют Христа как бы изнутри. «Сам Господь Иисус Христос говорит в них», - пишет блаженный Августин. Прокимен - «предлежащий псалом» - выражает в богослужении момент «отверзения ума», чтобы мы могли не только услышать, но и понять Писание. Во многих случаях прокимен и по смыслу, наподобие эпиграфа, бывает связан с празднуемым событием или чтением того или иного отрывка Священного Писания. Затем читается «зачало из Апостола» - отрывок из посланий апостолов. Во время этого чтения архиерей восседает на горнем месте, символически являя присутствие Христа - Царя славы, чье Слово звучит сегодня в собрании.

По окончании чтения Апостола поется Аллилуарий - многократно повторяемое «аллилуиа», чередуемое со строками псалмов. Аллилуиарий предшествует чтению Евангелия, подобно тому как прокимен предшествует чтению Апостола. «Аллилуиа» на еврейском языке выражает хвалу и славословие Богу. В это же время звонят колокола, и в сочетании со священнодействиями, которые также подчеркивают торжественность момента, все это вместе ясно показывает, что чтение Евангелия есть кульминационный и в смысловом отношении центральный момент Литургии Слова. Если в древности аллилуарий представлял собой длительное песнопение, во время которого совершалось каждение, то сегодня «аллилуиа» поется достаточно кратко, хотя и торжественно, а каждение обычно совершается еще до него, во время чтения Апостола.

Во время пения «аллилуиа» архиерей и все священники читают молитву, в которой просят Бога, чтобы Он послал «нетленный свет Своего богоразумия, и отверз наши мысленные очи для разумения евангельских проповеданий», поскольку понимание и принятие Слова зависит не только от нашего желания, но прежде всего от сошествия на нас Духа Святого.

После молитвы предстоятель благословляет диакона на чтение, чтобы тот мог «благовествовать с силою многою во исполнение Евангелия…», и вновь возвещает всем нам Мир Божий. Евангельские и апостольские отрывки, читаемые за Литургией, распределены таким образом, чтобы в течение богослужебного года все книги были прочитаны. По окончании чтения архиерей целует Евангелие и благословляет народ дикирием и трикирием, - горящими свечами, символизирующими два естества Иисуса Христа и Три Лица Пресвятой Троицы.

С чтением Священного Писания неразрывно связана проповедь. Она может произноситься после Евангелия или в конце богослужения, но всегда составляет существенный литургический акт, «вечное самосвидетельство Духа Святого, живущего в Церкви и наставляющего ее на всякую истину» (Протопресв. Александр Шмеман «Евхаристия: Таинство Царства», гл. 4). Церковь продолжает слышать и благовествовать Христа. Проповедь - не просто объяснение прочитанного, не размышление по поводу евангельского текста, а насаждение Евангелия в наших умах и сердцах. Из евхаристического благовествования выросло все предание Церкви. Это не дополнительный по отношению к Писанию источник веры, но живое слово Божие, всегда слышимое и понимаемое христианами. С одной стороны, в церковной проповеди осуществляется дар учительства, данный предстоятелю как его служение в Церкви.

С другой стороны, учительное служение священства неотделимо от собрания, невозможно без него и имеет в нем свой благодатный источник, потому что Дух Святой почивает на всей Церкви. Служение предстоятеля - проповедь и учительство. Служение народа - в принятии этого учительства, но оба эти служения возможны только Духом Святым. Недаром в древности на проповедь священника собрание отвечало: «Аминь», свидетельствуя о принятии Слова. Не разделяя Церковь на учимую и учащую, но запечатлевая единство в Духе народа и предстоятеля.

Текст: Дмитрий Фунтусов
Фото: Юрий Костыгов