«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 12, 2007 год

Встречи в России

В октябре вышел в свет новый фильм «Апостол любви: Встречи в России». Эта лента продолжает серию документальных фильмов режиссера Валентины Матвеевой (см. «ВЖ» № 8), посвященных митрополиту Сурожскому Антонию.

Анастасия Коскелло
руководитель информационной службы
«Воды Живой»

«Кто видел брата своего, тот видел Бога своего»

«В нашем мире тема встречи стала гораздо более универсальной и часто гораздо более острой, чем это было в старом мире», - говорил митрополит Сурожский Антоний. При том, что сегодня у людей заметно возросла возможность повстречаться друг с другом физически - благодаря современным средствам коммуникации, - встреч в подлинном смысле этого слова больше не стало. Общность и разобщенность людей как две стороны одной медали - один из частых и самых ярких мотивов в проповедях митрополита Антония. Весь драматизм ситуации в том, что «мы постоянно, из часа в час встречаем людей - и не видим их, не слышим их и проходим мимо», - полагает он. На самом же деле, всякая встреча человека с человеком, - даже самая обыденная, лишенная сюжета, драматизма и совершенно «не евангельская», по его выражению, - является встречей со Христом, ибо «весь упор евангельской проповеди, евангельской встречи <…> в том, что каждая встреча может быть во спасение или нет и тому, и другому».

Именно о таких «обычных», в общем-то, встречах рассказывает новый фильм Валентины Матвеевой. Сценарий фильма строится на рассказах - часто весьма незатейливых в сюжетном отношении, но неизменно ярких и проникновенных. Среди рассказчиков - несколько известных людей, однако в основном те, кто фигурируют в фильме, по выражению одной из героинь ленты, - это «не самая крутая интеллигенция». Многие из них часами простаивали в очередях в коридорах московской гостиницы, чтобы получить возможность пятиминутного личного разговора с владыкой Антонием. Другие были одними из десятков и сотен людей, которые, несмотря на угрозу ареста по ночам собирались на «конспиративных» квартирах и слушали проповеди владыки.

Их истории - это истории личного духовного опыта, опыта встреч с человеком, приведших к встрече со Христом. «Кто видел брата своего, тот видел Бога своего», - не раз повторял митрополит Антоний.

«Места, где Бог имеет право жить»

«Встречи в России» - это реконструкция событий шестидесятых-семидесятых годов, когда уже известный церковный деятель митрополит Антоний с официальными визитами посещал СССР. Закадровый голос скупо рассказывает о хрущевских гонениях, - но видеоряд говорит сам за себя: руины поруганных алтарей, панорама Кубенского водохранилища с затопленными храмами, надпись на колокольне: «В колокол звонить только при пожаре»… Владыка приезжал в страну, где власть обещала показать по телевизору «последнего попа»…

Речи героев фильма показывают, сколь чужеродным явлением была Церковь в тогдашней России. И сам владыка в фильме рассказывает об этом: «Я приехал в Россию в начале 60х годов, и я очень хорошо помню Москву, какая она тогда была - серая, скучная, подавленная. Но я вошел в храм, который весь сиял красотой. И я тогда понял, что на этой земле, где Богу было запрещено существовать, вера каких-то немногих людей «вырезала» эти маленькие участки, которые называются храмами и которые являются убежищами для Бога. Это единственные места, где Он имеет право жить».

«Как овец среди волков»

Несмотря на то, что он был видным церковным иерархом, приезжая в Москву, митрополит Антоний был строго ограничен в передвижении и встречах. По воспоминаниям викарного епископа Керченского Анатолия, который в те времена был иеромонахом Троице-Сергиевой Лавры, случалось, что в Духовной академии с нетерпением ждали встречи с владыкой Антонием, - и он даже выходил к семинаристам, - но вместо беседы ограничивался только приветствием. Ему запрещали выступать с публичными проповедями, - разрешалось только посещение официальных собраний духовенства и банкетов. И тем не менее тайно, после полуночи, владыка встречался с теми, кому он был так нужен.

Первые встречи, в начале шестидесятых, были особенно рискованными. Однако категория страха в фильме совершенно отсутствует. «Эти люди, мои герои, действительно ничего не боялись. Их Бог хранил и молитвы митрополита Антония», - свидетельствует автор картины, Валентина Матвеева. И люди, которые делятся своими воспоминаниями о приездах владыки, говорят не о страхе, а о радости. Сидя по пятьдесят и более человек на полу в квартире московского друга владыки - протоиерея Николая Ведерникова, они, шутя, раздумывали, что произойдет быстрее - явка сотрудников КГБ или обрушение пола комнаты от такой нагрузки. Спустя годы отец Николай говорит, что именно такими встречами с людьми владыка Антоний подготавливал будущее духовное возрождение России.

Опасность не останавливала, а словно бы «подстегивала» последователей владыки, побуждая к активной проповеди Евангелия. «Я Вас посылаю как овец среди волков», - приводит митрополит Антоний слова Спасителя. - Овец - не в том смысле, что вы должны быть блеющим стадом, которому нечего говорить. Нет! Речь идет об обществе людей, которое должно нести весть о Христе, нести ее в мир. Туда, где не верят в Бога. Туда, где разврат, где неправда, где нет веры, нет надежды, нет радости, нет любви. И все это приносить с собой, отдавая это ценой своей жизни». По признанию самой Валентины Матвеевой, именно эти слова являются «стержнем» всего фильма.

«Поверить в реальность Царствия Божия»

В фильме нет ни спецэффектов, ни каких-либо изысков в области монтажа. Однако этим он и ценен. Благодаря сугубому документализму и простоте съемки митрополит Антоний предстает в картине не исторической личностью, не каким-то человеком-легендой и, в конечном счете, даже не церковным иерархом, но личным собеседником зрителя, живым проповедником.

«Сейчас много «документальных» фильмов, в которых присутствует реконструкция - то есть исторических персонажей играют актеры. Мне всегда неприятно такое видеть, я против этих приемов в документальном кино, - говорит Валентина Матвеева. - Я старалась делать действительно документальный фильм по классическим канонам - то есть, в основе его лежит старая кинохроника, дополненная фотографиями и современными интервью».

По сравнению с предыдущими фильмами 2004 и 2005 года, во «Встречах» митрополит Антоний гораздо меньше появляется в кадре. Отчасти это связано с тем, что документальных свидетельств о неофициальных встречах владыки с людьми сохранилось крайне мало. В условиях конспирации часто опасались фотографировать, а о съемке на кинокамеру и речи быть не могло. Единственная же кинопленка - к тому же цветная - с записью Пасхальной проповеди 1987 году (фрагменты ее воспроизводятся в середине и в конце фильма), по словам режиссера, сохранилась чудом: «Это любительская съемка на 16-миллиметровой камере. К сожалению, я даже не знаю, кто ее делал, - поэтому не смогла поставить имя оператора в титрах. Но я выражаю этому человеку мою безмерную благодарность», - говорит Валентина Матвеева.

Недостаток аутентичных материалов восполняется более поздними записями, сделанными самой Валентиной Матвеевой уже в девяностые годы. На них владыка спустя десятилетия отвечает на те же вопросы, которые задавали ему москвичи в шестидесятых: о жизни и смерти, о любви и, конечно, о встрече. Облик седовласого старца несколько диссонирует с внешностью молодого епископа на официальных фотографиях, сделанных на епископских собраниях шестидесятых годов, - однако, по признанию героев фильма, и спустя тридцать лет ответы владыки на вопросы о жизни, смерти, любви и спасении остались теми же.

Чередование в кадре старых архивных фото и поздних видеозаписей показывает, что от юности к старости поразительно не меняется и взгляд героя - такой же уверенный и проникновенный. Тем самым подтверждаются слова самого владыки, произносимые в фильме: «убедить человека, заставить его поверить в реальность Царствия Божия можно только тем, чтобы Оно просияло через тебя».

Режиссер Валентина Матвеева:

«Фильм закончен и, кажется, должны закончиться терзания и муки творчества. Но они продолжаются. У каждого из тех, кто снимался в фильме, мне хочется попросить прощения. Ведь из их рассказов только маленькая толика вошла в фильм. Поэтому о некоторых из героев я сейчас хочу сказать несколько слов».

Сестры Майданович - Елена и Татьяна

Дети русских эмигрантов, рожденные в Париже, они вернулись в Россию, как только это было разрешено. Таня знала владыку Антония еще по Парижу. Елена услышала его проповедь впервые в 1966 году в Москве и удивилась: «И это никто не записывает?» Таня рассказывала: «У меня завелся переносной магнитофон. То есть не такой, который с места не сдвинешь, - а такой, который все-таки можно носить, повесив через плечо. И где бы владыка ни служил, я всегда туда проникала, пролезала, и включала свой магнитофон. И так накапливалось. А как только накопится страниц триста - мы следующий томик издаем». То, что совершили сестры Майданович, - подвиг и оправдание их жизни. ВСЕ книги митрополита Антония изданы по их магнитофонным записям. Ведь сам владыка ничего в своей жизни, кроме писем, не писал.

Мария Шмаина

Матушка, жена священника, теперь - вдова. Всю их семью связывала с митрополитом Антонием глубокая духовная близость. Их жизни странным образом переплетались. В Лондоне владыка Антоний венчал их дочь. По молитвам Антония Мария Шмаина излечилась от смертельной болезни. Рассказ ее об этом так достоверен и убедителен, что для меня лично является доказательством святости владыки Антония. «Встреча с владыкой была для меня, безусловно, самой главной. И никого подобного владыке я не встречала», - говорит Мария Шмаина.