«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 12, 2007 год

Растем с «Рестэком»

Град Петров
Чем запомнилась прошедшая в октябре выставка «Православная Русь»? Что было удачно, а что хотелось бы изменить к лучшему? Своими впечатлениями в эфире «Града Петрова» поделились главный редактор радио и два его собеседника.

Протоиерей Александр СтепановПротоиерей Александр Степанов: Сегодня в очередном выпуске программы «Эклессия» мы хотели бы поговорить об итогах прошедшей только что в нашем городе выставке «Православная Русь», организованной выставочным объединением «Рестэк». Эта выставка-ярмарка пользуется большой популярностью как среди верующих, церковных людей, так и среди многих горожан, которые интересуются Православием и находятся на пути к Церкви. В связи с этим для нас очень важно, как проходит эта выставка и какого рода свидетельство она несет этим людям. В целом мы должны признать, что это очень хорошее, благое начинание, которое неслучайно благословляют и Святейший Патриарх, и наш Владыка Митрополит. Польза от таких выставок совершенно несомненна, потому что это проповедь Православия. Здесь проходят встречи с интересными людьми, беседы на духовно полезные темы, обсуждаются проблемы церковногосударственных взаимоотношений. Идет и активная торговля, где можно купить много хороших и полезных вещей: церковную утварь, облачение, книги, иконы и так далее.

Присутствует и достаточно много книг. Но в том книжном многообразии, которое выкладывается на прилавки, мы видим довольно неоднородный состав. Каково ваше общее впечатление от выставки?

Иерей Владимир ХулапИерей Владимир Хулап: Впечатление у меня сложилось неоднозначное, особенно в последний день выставки. С одной стороны, была продемонстрирована церковная жизнь в ее самых разных аспектах, и можно было ознакомиться с самыми различными направлениями деятельности нашей Епархии, а с другой стороны, дух коммерциализации иногда выплескивал через край. Было не очень приятно видеть священников и монахинь, которые чуть ли не дергали за рукава, предлагая заказать именно у них требу или купить личный именной кирпичик и так далее. Мне кажется, очень удачно в этом году выставку разделили на два этажа, где второй этаж стал своего рода православным Апраксиным двором, где можно было купить самые разные вещи, а первый этаж все-таки был ориентирован на церковную литературу, на представление проектов в меньшей степени коммерческих. Мне кажется, что именно это направление - миссионерский аспект выставки - в дальнейшем следует более активно и продуктивно развивать на уровне позиционирования наших отделов, располагая их, разумеется, вместе в одном из центральных павильонов

Отец Александр: Мне тоже показалось странным то, что Издательский отдел Епархии соседствовал с личным стендом певицы Ирины Скорик, хотя было бы естественно, если бы рядом было радио «Град Петров» как два основных епархиальных СМИ. На будущий год, я думаю, мы обязательно этот вопрос решим, тем более что руководство выставки готово идти навстречу.

Иерей Димитрий СимоновИерей Димитрий Симонов: Мои впечатления также достаточно разнообразны. Да, разные люди из разных епархий производят нечто новое, и возникает конкуренция. Причем, это не столько разнообразие, сколько «разновидение»: разные люди по-разному творчески выражают тот или иной аспект церковной жизни, начиная от иконописи и заканчивая облачением. Приятно даже просто походить и посмотреть. Я хорошо помню первую выставку, которая была много лет назад в 1997 году. Тогда она почти на 50 % состояла из организаций, которые отливали колокола, предлагали какие-то отопительные системы для храма, то есть вещи, совершенно недоступные и ненужные обычному прихожанину. Сейчас выставка стала открыта для простого народа. Хотя я соглашусь с отцом Владимиром, что достаточно сомнителен факт, когда священник, монах или монахиня, уподобляясь какому-то восточному продавцу, продают требы, кирпичики, сорокоусты и так далее. Это оставляет осадок какой-то неловкости и роняет достоинство священного сана и вообще Церкви.

Отец Владимир: Мне кажется, в Москве на подобных выставках более грамотно продумывают ее сакральное пространство. Когда привозят какую-то святыню (как было, например, с Владимирской иконой Божией Матери), то организуется особое место в центре, где, может быть даже отстояв очередь, но не мешая никому, можно подойти и приложиться.

Отец Александр: Это может быть решено по-разному. Например, привезти эти иконы и поставить их в храмах города, заранее договорившись. А то в самом деле возникает «смешение жанров». Одно дело ярмарка, а другое дело - святыня, которая должна быть в храме или, по крайней мере, в каком-то особо выделенном для этого месте.

Что же касается помазаний, то они на самом деле запрещены на выставках. Я сам наблюдал, когда мы шли с одной из руководительниц выставки после пресс-конференции, как, увидев молодого батюшку, вдохновенно помазывавшего всех посетителей, она к нему подошла и сделала замечание. Он тут же все убрал, извинился, сказав, что не знал. И мне показалось, что на этой выставке такого, я бы сказал, харизматического действа, не очень подходящего для Православия, было меньше, чем наблюдалось раньше.

Еще вопрос. На выставке продается много продукции, которая не имеет прямого отношения к Православию. Просто народные промыслы - хохлома, различные ложки, поварешки, миски, кружки. Все это приятные и сами по себе нужные вещи, но создается впечатление, что Православие - это фольклорный заповедник и что все, что есть народного, идущего из глубины веков, имеет самое непосредственное и прямое отношение к Православию.

Отец Владимир: Название «Православная Русь» в определенной мере симптоматично выражает то, как воспринимается Православие. В том числе и этот аспект «ретроностальгии». Встречаются странные, псевдоправославные или стилизованные под Православие товары. Одну мою знакомую на этой выставке убедили купить чай (не знаю, монастырский он был или нет), который, как ей сказали, собирают только по двунадесятым праздникам. Но по двунадесятым праздникам, согласно православной традиции, вообще не принято работать, поэтому здесь встает большой вопрос, насколько за Православие выдается нечто, что служит своего рода брендом для продажи того или иного товара. Или еще один момент, который мне резко бросился в глаза и который, я думаю, мы будем в будущем обсуждать с руководством выставки. Это организации, которые откровенно торгуют всевозможными амулетами, какими-то магическими вещами, оберегами. Был даже стенд «Оберег», и мне кажется, что это не просто название, стилизованное под старину. Те, кто общался с их представителями, говорят, что здесь есть какая-то определенная оккультная составляющая.

Отец Александр: Абсолютно точно. Наша сотрудница, Татьяна Брашнина, которая нас записывает, заходила в их магазин в Кронштадте, и у нее сложилось именно такое впечатление. Я об этом тоже сказал руководству выставки. Они очень извинялись, сказали, что больше они, разумеется, такого не допустят.

Теперь давайте перейдем к вопросу о литературе. Отец Владимир, какие наблюдения у Вас в этом году, и была ли цензура, как год назад?

Отец Владимир: С одной стороны, если посмотреть на книги, которые были представлены на выставке, можно только порадоваться, что Россия и Русская Православная Церковь остаются читающими, что современная визуальная культура все-таки не вытесняет до конца культуру чтения, а с другой стороны, определенный беспредел на рынке духовной литературы делает необходимым определенный механизм контроля. То есть мы с большим удовольствием вообще ничего не контролировали бы, если бы некоторая литература не представляла собой духовную опасность для душ прежде всего новоначальных, воцерковляющихся людей, и не конфронтировала бы с позицией Русской Православной Церкви.

Я не стал бы рассматривать это как какую-то цензуру, как это иногда пытаются представить. Но выставка - это не только бизнес-проект, о котором некоторые участники говорят: «Мы заплатили деньги, заключили договор с "Рестэком" и можем торговать всем, чем хотим». Она проводится по благословению нашего священноначалия, и поэтому люди, посещающие выставку, приходят в гости к Русской Православной Церкви и Санкт-Петербургской епархии. Будет верхом неэтичного поведения, если человек, придя в гости, начнет распространять какие-то сплетни, ложь о хозяевах дома, устраивать какие-то провокации.

В этом отношении прошедшая выставка, по сравнению с прошлыми, смотрелась намного выгоднее. Так, в прошлый раз на майской выставке «Пасхальный праздник» был неприятный инцидент с одним из Санкт-Петербургских издательств, которое в списки представленной литературы включило книги, являющиеся, по нашему мнению, провокационными. Например, книга под названием «О неканоничности Московской патриархии» не может быть представлена на выставке, которую организует Санкт-Петербургская епархия.

Я очень рад, что в этот раз ассортимент был другим, что не было «харизматичных» или болящих личностей, якобы монахов, которые продавали книги об «откровениях Богородицы». Совместно с Миссионерским отделом мы против этого боролись, и на этот раз подобных персоналий, к счастью, не было. Я считаю, что такими небольшими шажками и нужно двигаться к осознанию того, что выставка - это не вокзал, не просто стенд около поезда, где можно продавать любую литературу и желтую прессу.

Отец Александр: Это очень хорошая идея, хотя понятны и трудности, как организационные, так и финансовые, которые влечет за собой создание подобного отдела, который отслеживал бы и периодически публиковал бюллетень с рецензированием выходящих книг. Наверное, это то самое, что нужно для того, чтобы наш церковный книжный рынок стал цивилизованным и полезным для верующих.

1323 кГц

Радио «Град Петров» возвращается в диапазонсредних волн

По не зависящим от радио причинам с 18 часов 16 ноября 2007 года радио «Град Петров» прекращает вещание на частоте 69.05 МГц. Вещание будет возобновлено с 1 декабря 2007 года на частоте 1323 кГц в диапазоне средних волн, где оно осуществлялось с момента основания станции до 2005 года. Вещание в интернете будет продолжаться без изменений и перерывов по адресу http://www.gradpetrov.ru