«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 12, 2007 год

Задача — сохранить

ГМИР

15 ноября Государственный музей истории религии отметил 75-летие. Это старейший и крупнейший светский музей в России, занимающийся изучением, хранением и экспонированием памятников истории различных религий от древности до наших дней. Фонды музея насчитывают более 180 тысяч единиц хранения, здесь можно познакомиться с любыми религиозными традициями и воззрениями. Корреспондент «ВЖ» попыталась выяснить, что директор музея Борис АРАКЧЕЕВ думает о музее, истории и религии.

- Музей был открыт как учреждение при Академии наук. В 1961 году он был передан в ведение Министерства культуры. Традиция и потенциал музея как научного центра сохранялся - это уникальное учреждение не только для России, но и для всего мира, где была возможность изучать религию как часть культуры. В уникальной библиотеке сохранились коллекции западных старопечатных книг, памятники русской печати XVI-XVII вв. Коллекция позволила сохранить культурное достояние, связанное с религией, в то время, когда на всех остальных «фронтах» с религией боролись.

- С чем связан переход в ведение Министерства культуры - с вопросом сохранности коллекций?

- В документах, которыми мы располагаем, не была указана причина. Думаю, сохранность коллекций имела значение и с точки зрения хранения, и с точки зрения учета, и с точки зрения экспонирования. Академия наук этим не занималась. В 1930е, годы атеистического разгула, музей был организован «под крылом» Академии наук, чтобы повысить его статус. Только под такой защитой можно было изучать религию. К музеям в те годы было совсем другое отношение: коллекции многих музеев именно в то время понесли утраты, музеи больше разорялись, чем создавались. Так что правомернее будет вопрос, не почему музей «ушел» из Академии наук, а почему именно там был организован. И потом, обычно музеи организуют, когда есть какая-то коллекция. А поначалу никакой коллекции не было. После войны уже была коллекция разных направлений, по разным религиям, поэтому и музей можно было передать в ведение министерства культуры.

Следующий этап развития музея связан с историей в некоторой степени трагической. На заре перестройки Казанский собор был передан Церкви, а для музея было реконструировано новое здание.

- Почему же эта история - трагическая?

- Потому что любой переезд равен двум пожарам - знаете такую поговорку? Особенно это верно для музеев. Экспозицию пришлось создавать заново, а ведь помещение совсем другое. Некоторые петербуржцы до сих пор уверены, что музей находится в Казанском соборе.

- Ну, достаточно один раз прийти в ваш музей, чтобы выяснить, где он на самом деле находится.

- Конечно. Но это имидж, понимаете? Раньше все знали: в Казанском соборе находится Музей истории религии. А нынешний адрес далеко не все знают. И будут знать еще нескоро. Кстати, Казанский собор сохранился именно потому, что там был основан музей, как и другие культовые сооружения, которые становились музеями, а не общежитиями, заводами и бассейнами.

- Да, переезд для музея - проблема. Но разве нормально, что в церкви - музей? Здания должны использоваться по назначению…

- Конечно, должны. В свое время сотрудники музея не сопротивлялись переезду. В новом здании гораздо лучше условия для хранения, и люди в Казанском соборе ютились где-то на чердаке, а здесь у них нормальные комнаты.

В некотором смысле можно сказать, что, несмотря на 75летие, нынче создается совершенно новый музей. И характер экспозиции, и выставочная деятельность уже другие. У нас современный музейный подход: мы используем электронные технологии, создаем виртуальные экспозиции, базы данных нашей коллекции.

- Музей поддерживает связи с представителями различных религиозных конфессий?

- В начале 1990-х правительством было принято решение предоставлять культовые предметы храмам во временное пользование. Это касается всех христианских конфессий, ислама, иудаизма… Музей активно участвовал в этой работе, и она продолжается. Недавно переоформлены договоры с Казанским собором и Вознесенским (Софийским) собором в Пушкине. К нам часто обращаются, просят посмотреть что-то в наших фондах, описать, скопировать, так что наши фонды постоянно в работе. Правда, в последние годы, когда коллекции распаковывались, технически невозможно было сделать полную базу данных. Сейчас мы активно над этим работаем, и уже на следующий год, надеюсь, эта работа будет завершена. Я подчеркиваю, у нас нет такой задачи - отдать все в храмы. Гораздо более важная задача - познакомить петербуржцев, гостей города, ученых, интернет-пользователей с нашими коллекциями. Мы постараемся постепенно все коллекции представить в выставках.

- К 2013 году намечено восстановить храм Феодоровской иконы Божией Матери в честь 300летия Дома Романовых. В Серебряной кладовой музея находятся богослужебные предметы из этого храма…

- Ну, не только в Серебряной кладовой. Весь иконостас из Феодоровского собора сохранен здесь, у нас. Он представляет не только историческую, но и художественную ценность. Первые разговоры с настоятелем собора протоиереем Александром Сорокиным показали, что никто не будет требовать от нас, чтобы мы все отдали. Хотят посмотреть, изучить. Часть икон отреставрирована; те, что с серебряными окладами, находятся в Серебряной кладовой, остальные - просто в экспозиции. Некоторые требуют серьезной реставрации. Неизвестно, что дешевле: написать новые иконы или отреставрировать старые. Что останется в музее, что вернется в собор - все это вопросы решаемые, и понимание, думаю, будет достигнуто.

- Борис Серафимович, в СМИ вас часто представляют противником возобновления литургической жизни в Петропавловском соборе. Так ли это?

- Я приветствовал и хотел бы, чтобы в соборе были регулярные службы! Но Церковь соглашалась только на условиях передачи собора в собственность…*

- Раньше музей назывался «Музеем истории религии и атеизма». Понятно, что сотрудники музея изучали религию, а вот изучали ли они атеизм?

- Знаете, когда появилась приставочка «…и атеизма»? В эпоху хрущевских гонений на религию. Это была новая волна воинствующего атеизма, в нашем городе было разрушено несколько крупных церквей. Никита Сергеевич сказал: «Какая такая религия? Ах, изучают? Ну, пусть изучают, но только в рамках атеизма». Но с нашей музейной, профессиональной точки зрения это было неправильно. Музей, как мы уже говорили, основывается на коллекции. А вещественных памятников атеизма практически нет. Даже если, к примеру, служители культа предстают в каких-то произведениях искусства в неприглядном виде, это все равно история религии. Атеизм - это просто мировоззрение, к музейной деятельности он отношения не имеет, и изучаться он может именно как мировоззрение.

У нас есть один специалист, который занимается этим еще с советских времен. Никто ему не мешает, но я, например, его воззрения не разделяю. Демонстрировать же «по атеизму» нам нечего. Даже если бы мы захотели сделать выставку, посвященную атеизму, у нас бы ничего не получилось. Есть коллекция плакатов, посвященных воинствующему атеизму, но это будет выставка плакатов, а не атеизма… Если такая выставка будет, это ни в коем случае, не будет пропагандой атеизма - просто была такая страница в истории. Кстати, те, кто делал эти плакаты, не всегда были атеистами - они просто выполняли заказ. Многие из этих художников потом стали создавать произведения прямо противоположные по смыслу. Кстати, и множество воинствующих атеистов после перестройки вдруг стали верующими… Думаю, в наше время и Никита Сергеевич тоже бы в церковь стал ходить.

Беседовала Татьяна КИРИЛЛИНА


* По словам юриста Епархиального управления, в настоящий момент ведутся переговоры с нынешним руководством Государственного музея истории Санкт-Петербурга с целью заключения соглашения о совместном использовании собора-усыпальницы Российского Императорского Дома для совершения регулярных богослужений. Вопрос о передаче собора в собственность Епархии не поднимался (Прим. ред.).